ТОВИЯ
Дубининская 9c3 115054 Москва
+7 (499) 390 30 17 info1307@mail.ru

Православные святыни Турции. Праздник св.Николая в Демре.

Маршрут:

Россия → Анталия → Демре → Кападокия

21.05.2024 - 27.05.2024

Включено:

  • : Комфортабельный автобус с кондиционером, ТВ.
  • : сопровождение экскурсоводом по всему маршруту
  • : трансфер общий
  • : Проживание в комфортабельных гостиницах
  • : проживание двухместное с удобствами в номере
  • : Группу сопровождает священник (московский патриархат)
  • : Питание: завтраки, 2 больших пикника

Дополнительно оплачивается:

  • Авиа
780 € руб.

Программа поездки

Приглашаю вас в путешествие по христианским святыням Турции.

Наш маршрут пройдет по самым интересным местам — Демре, Мира, Кекова, Каппадокия. Нашу группу сопровождает священник.

В программе предусмотрено несколько Божественных Литургии. 

В Демре - Миры Ликийские, где жил и служил св.Николай чудотворец на праздник Святителя Николай 19 декабря и в Каппадокии в Храме Иоанна Русского


1 день

Прибытие в Анталью. Встреча в аэропорту.

Заселение в отель.

Старый город Антальи - Калеичи. Посещение христианских мест.

Анталия - это провинция, расположенная на Средиземноморском побережье Турции, и также название её столицы. Этот регион был основан в 158-138 годах до н.э. царём Атталом II, который и назвал город своим именем. С тех пор он принадлежал Римской и Византийской империям, сельджукам, Османской империи.

Мало кто знает, что в древней Атталье находился рабовладельческий рынок в порту, куда приплыли апостолы Павел, Варнава и Иоанн во время своего первого апостольского путешествия.
Также на этом рынке в рабство были проданы мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул, которые не осквернили себя идоложертвенной пищей на праздненстве в честь языческой богини Фортуны. Древняя Атталия хранит историю святого мученика Виктора, сына самарянки Светланы (Фотинии). Здесь прославились новомученики Афанасий и Георгий Атталийские.

Также Вы посетите храмы, которые были превращены в мечети и музеи. Устройство старого дома с ямой для провинившихся и колодцем 17 века, хамам для неверных, ворота императора Адриана - гонителя христиан

Ужин

Отдых в отеле.

2 день.

Перге. Анталья.

Завтрак в отеле.

Античный город Пергам (упоминается в книге Деяний гл.13, стих 13). Место проповеди апостолов Павла и Варнавы. Базилика 6 века и другие храмы. Пергамские мученики. Улицы античного города, агора, стадион, училище, древние византийские бани.

Мученик Феодор Пергийский, его мать Филиппия. Мученики Диоскор, Сократ и Дионисий. Мученики Леонтий, Аттия, Александр, Киндей, Минсифея, Кириак, Минеона, Катун и Евклей (3 век).
Приветственный обед в храме Русской Православной Церкви. Знакомство с приходом. Посещение археологического музея Антальи.

3 день.

Миры Ликийские.
В 60 году Миру Ликийскую по пути в Рим посетил апостол Павел, и здесь была основана первая христианская община, а позднее — епархия.

Самым известным мирликийским епископом стал святитель Николай. Здесь он служил, отсюда отправился в ссылку по приказу Диоклетиана в 310 году, сюда же вернулся после воцарения Константина, совершал чудеса и умер.

В XI веке мощи были перевезены из Миры в итальянский город Бари, но саркофаг, в котором они находились, остался здесь, в храме Святого Николая.

Завтрак в отеле. Трансфер.

Базилика 8 века в Мирах Ликийских.

Из этого храма в 1087 году мощи святителя были похищены барийскими купцами. Экскурсия по храму, исследование фресок, которые сохранились удивительным образом под слоем ила после схождения сели во время землетрясения, а также храмовые захоронения в саркофагах.

Затем паломники отправятся к ликийским гробницам, которые представляют собой скальные многоуровневые погребальные сооружения.

Следующим местом экскурсионного дня - посещение Музея Ликийских Цивилизаций. На этом месте произошли известные события из жития святителя Николая - "деяние о воеводах" и "деяние о хлебовозах". Подземные цистерны на рыночной площади, античные христианские храмы и порт.

Возвращение в Анталью.

4 день

Завтрак в отеле.

Трансфер в Каппадокию. Каппадокия — христианская жемчужина Турции

В Каппадокии жил святой Лонгин Сотник, первым принесший Благую весть о Воскресении Христовом в эти края, затем Василий Великий, Григорий Богослов, равноапостольная Нина, святой Григорий Армянский, каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской, здесь же родился и Георгий Победоносец. Наиболее значительные и ценные из скальных церквей Каппадокии были взяты под охрану и ныне образуют Goreme Open Air Museum. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дорога проходит через живописный перевал.

Знакомство с Каппадокией начнется с посещением панорам, с которых открываются фантастические пейзажи. Всего обзорных площадок насчитывается двенадцать. 

Каппадокия - это земля святителя Василия Великого, равноапостольной Нины, Лонгина Сотника, тринадцати сирийских отцов, здесь родился Паисий Святогорец, а святой Иоанн Русский находился в плену. В византийский период здесь процветало столпничество. По самым скромным подсчетам в церковном календаре мы можем найти более пятидесяти имен святых подвижников, проживавших здесь.

Каппадокия — историческое название турецкой области в центре Малой Азии. В переводе с хеттского это название звучит как «страна прекрасных лошадей». Люди жили здесь десятки тысяч лет до нашей эры. Хетты, персы, римляне, греки, турки-сельджуки сменяли друг друга на этой земле.

В первом веке от Рождества Христова апостолы успешно проповедали здесь христианство.

В период Византийской империи Каппадокия дала миру множество святых — родом из этих мест были святой Григорий, просветитель Армении, святая равноапостольная Нина, Севастийские мученики, Георгий Победоносец, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, святой Арсений Каппадокийский.

На территории Каппадокии существовало множество монастырей и храмов.

Храмы Каппадокии

Во времена Византийской империи, уже с IV века, здесь появились жилища отшельников и первые пещерные храмы. До нашего времени дошло несколько больших храмовых комплексов и множество отдельных скальных храмов и часовен. Сведений об их посвящении, за редкими исключениями, не сохранилось, поэтому чаще всего в путеводителях они фигурируют под названиями, возникшими из-за каких-то особенностей храма. Есть церкви Темная (Саклы), Яблочная (Эльмалы), Виноградная (Юзюмлю) и даже Змеиная (Ялланли), получившая свое название из-за змея, изображенного на ее стене в сцене мучений грешников.


Заселение в отель. Ужин.

5 день. Каппадокия.

Подъем на воздушных шарах над долинами Каппадокии для желающих*** Завтрак в отеле.

Панорама Гереме со скальными храмами. Древней монастырь, основанный сестрой святого Василия Великого Маркиной. Обитель насчитывала 4000 насельников.
Удивительные фрески. Символические христианские изображения, которые можно встретить только здесь.

Музей — это множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. Все эти храмы появились около X-XII веков. Каждая церковь уникальна по внутренней архитектуре и сохранившимся фрескам. Самая известная церковь — Karanlik Kilise (Dark Church). В окрестностях деревни Гереме сохранилось около трех десятков пещерных храмов. Их росписи относятся к IX–XII векам. Здесь есть редкие памятники времен иконоборчества, такие, как храм святой Варвары, где одноцветные лаконичные кресты и орнаменты больше напоминают детские рисунки. С возобновлением иконопочитания храмы Каппадокии стали активно расписываться, часто поверх иконоборческих рисунков.

Фрески храмов Гереме уникальны и оставляют незабываемое впечатление. Наиболее известна церковь Токали, построенная в начале X века и входившая прежде в состав крупного монастырского комплекса. Различают Старую и Новую церковь, росписи в которых сильно отличаются по исполнению. В целом, особенностью каппадокийских росписей является ограниченная цветовая гамма. Удивительно: как, путем смешения всего трех-четырех основных красок, художники добиваются впечатления полной палитры цветов?


Храмы без реставраций в долине Каймаклы.

6 день.

Каппадокия. Анталья.

Божественная Литургия в подземной пещере, где жил святой праведный Иоанн Русский.

Завтрак в отеле.

Подземный город (8 этажей вниз), где скрывались древние христиане от гонений. По времени появления города относятся ко времени хеттов. 

Подземные города. Они, без преувеличения, являются одним из каппадокийских чудес.

Сложно даже сказать, как глубоко вглубь породы уходят эти рукотворные пещеры. По отзывам археологов, первые подземные ходы и жилища появились в Каппадокии во времена хеттов. Но особое значение и развитие они получили в византийскую эпоху, когда в созданных руками каппадокийцев подземных городах могли одновременно укрыться несколько тысяч человек. С помощью подземных убежищ христиане довольно долго спасались от нашествий туроксельджуков.

Такие города имели структуру, напоминающую обычный город — улицы, площади, храмы, школы и даже конюшни и бани. Немаловажно, что температура в пещерах не опускается ниже 13 градусов, поэтому для обогрева было достаточно небольших светильников или масляных ламп.

Почти все, необходимое для жизни во время долгой осады, в больших объемах вносилось в город заранее.

Мы посетим подземный город Деринкую и воочию убедимся в мастерстве подземных мастеров. Город уходит в глубину на 8 этажей (возможно, их и больше), и все они соединены переходами. Ни один из подземных городов не был взят захватчиками. Осажденные, даже если враги их обнаружили, могли жить здесь долгие месяцы, имея все необходимое. 

При этом дети ходили в школу, пекари пекли хлеб, скотоводы ухаживали за животными. Воздух здесь, несмотря на скопление людей и животных, всегда оставался чистым. 

Система вентиляции устроена так, что дым естественным образом уносится даже с нижнего восьмого этажа. Были устроены и специальные подземные колодцы для воды, и длинные переходыгалереи, многие из которых тянутся на несколько километров и ведут в соседние подземные крепости. Загадкой для историков остается вопрос: куда могло быть вывезено такое количество вынутой из пещер породы? В окрестностях Деринкую, во всяком случае, следов ее не нашли.


7 день.

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт.

Вылет в Анталью или Стамбул***. Возвращение домой.
***Оплачивается отдельно.
***Экскурсионные дни программы могут быть изменены между собой в зависимости от дат и дней недели паломнического тура, а также погодных условий.

ДРЕВНИЙ ГОРОД МИРА И ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Город Мира (Myra) сейчас называется Демре (Demre). Здесь важные достопримечательности Турции: руины древнего города и церковь святого Николая Чудотворца.

Турецкий город Мира — античное место с непростой судьбой. По одной из версий своему названию «Мира» городок обязан смоле (мирра), из которой производят благовония, по другой версии — название местечка происходит от этрусского слова «Маура», что означает «место богини-Матери».

Современный Демре — центр турецкого паломничества для многих православных туристов. Это город, где жил и проповедовал Святой Николай Чудотворец, который, кстати, не случайно является одним из символов этого города.

Что касается численности, то местечко Демре населяет всего пятнадцать тысяч человек. Для города характерна тёплая погода: десять градусов выше нуля зимой и тридцати- сорокаградусная жара летом.

Церковь Святого Николая Чудотворца. Демре. Турция

Согласно истории, Николай родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре. Его родители относились к достаточно богатому известному роду, и от них Николай унаследовал неплохое состояние. В 300 году он стал епископом города Миры, где и прожил до самой своей смерти.

Святой Николай умер, примерно, в 345 году. Его мощи положили в мраморный саркофаг и похоронили в церкви города Мира, где он прослужил всю свою жизнь, и они долго хранились нетленными, а прихожане получали от них исцеление. Во времена арабских набегов на Византию (VII-VIII вв), церковь неоднократно разрушалась. В одиннадцатом веке итальянские купцы перевезли мощи святого в Италию, где они хранятся в церкви Святого Евстафия, в городе Бари. К счастью, часть реликвии осталась не разграбленной, и некоторые фрагменты черепа, сейчас хранятся в Анталии, в Музее археологии. В христианстве Святой Николай почитается как чудотворец, является покровителем мореплавателей, путешествующих, заключённых и сирот.

Во втором веке произошло сильнейшее землетрясение.

Святилище греческой богини — Артемиды в городе Мира было разрушено.

Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в четвертом веке византийскими зодчими на месте древнего храма богини Артемиды. После арабских набегов церковь была разрушена и пришла в запустение. В VIII – X веках, когда правили византийский император Константин, а затем императрица Зоя, храм заново восстановили, а также, возвели высокие стены. Не только войны несли разрушения.

Церковь Николая Угодника была полностью затоплена водами близ протекающей реки Мирос. (Поэтому и пол церкви ныне находится на семь метров ниже уровня земли).

Немало времени прошло, прежде чем случайно повторно обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление храма. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня. Окончательные раскопки и реставрация церкви начались только ближе к девяностым годам.

Архитектура церкви Святого Николая

Храм имеет вид православной базилики, в форме креста. Постройка содержит: внутренний двор; два вестибюля; большое, куполообразное помещение; два небольших зала по бокам; две круглые и одну квадратную маленькие комнаты.

Изначально, крышу церкви венчал купол, но после реставрации, он был заменен сводом. В полукруглой части, сопряженной с большим залом, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи. Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок. В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон.

Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой. Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня. По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, где впоследствии была построена церковь.

Ниши церкви украшены ликами святых. В одной из ниш находится саркофаг из белого мрамора, где, предположительно и находились мощи святого. За комнатами церкви есть сад, который окружен высокими стенами. В углу сада — четырехугольный каменный резервуар для воды. Древние каменные саркофаги, украшенные красивыми рельефами с узором из растений, расположены вокруг.

Святой Николай: жизнь и легенды


Первое жизнеописание Николая Мирликийского написано Михаилом Архимандритом в конце VIII начале IX веков, согласно которому родился святой в зажиточной христианской семье в III веке. Проживала семья, в которой Николай — единственный ребенок, в римской провинции Ликия, где он получил хорошее образование. С детства мальчик был очень религиозен, изучал Священное Писание, днем не выходил из храма, а ночами молился и читал книги. Дядя Николая, епископ, всячески поощрял его религиозное просвещение. Когда тот подрос, поставил его чтецом в храме, а затем возвел Николая в сан священника.

По другой легенде, Николая возвели в священники напрямую из мирян благодаря чудесному знамению, что вполне соответствовало реалиям того времени. Когда родители его умерли, Николай раздал все наследство нуждающимся и полностью посвятил себя христианству и служению Богу.

Святой ревностно боролся с ересями, защищал христианскую веру от язычества и арианства. Жизнеописание рассказывает о разрушении Николаем языческого храма Артемиды и описывает конфликты со знатными язычниками, из-за которых ему пришлось долго пребывать в заключении.

Чрезвычайно велико количество чудес, произошедших после смерти Николая по молитве ему — помощь утопающим, исцеление больных, освобождение из плена, вознаграждение и наказание от его икон. Был похоронен за стенами Мир, где над его могилой была построена временная базилика, а затем и церковь.

Мощи Мощи святого Николая хранились в Мирах до 1087 года, когда их похитили жители итальянского города Бари, а оставшиеся фрагменты костей забрали в 1099-1101 гг. венецианцы.

Множество частиц мощей Николая распространено по всему христианскому миру и бережно хранится в многочисленных храмах, возведенных в память о чтимом святом. Некоторые фрагменты, например, части челюстей и черепа не были украдены, а сохранились в саркофаге и в настоящее время хранятся в музее археологии в Анталье.

Город Бари после перенесения в него останков святого стал центром почитания Николая Чудотворца, мощи которого продолжают мироточить. В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении останков Святителя Николая, которые были вывезены и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Бари, поскольку турецкая сторона провозгласила, что святые мощи являются достоянием государства.

Саркофаг Николая Чудотворца

Саркофаг Николая Чудотворца в Демре, в котором когда-то хранились мощи святого, стоит в одном из боковых проходов. На его крышке можно рассмотреть скульптуру мужчины и женщины. Этот барельеф не предполагает какой-либо религиозный смысл. Но стоит учесть, что в то время хоронили людей в наиболее красивых, по мнению могильщиков, саркофагах, взятых с языческого кладбища. Одна из стенок гробницы разломана.

Видимо, при похищении мощей крышку снять не удалось и разбили более тонкую боковую перегородку. Раньше к саркофагу можно было прикоснуться, но несколько лет назад его защитили высоким стеклом,  поєтому сейчас верующие прикасаются и прикладывают свечи и иконы к стеклянной перегородке. Освятить иконы и прочие святыни можно под гробницей. Для этого под саркофагом сделаны специальные углубления, куда можно опустить руку с иконой и даже взять немного земли.

Интересные факты

Храм Николая Угодника в Демре построен на месте храма Артемиды. Пол церкви выложен орнаментом из камня и, по мнению историков, некоторые мозаичные узоры на полу остались от древнего разрушенного храма.

На стенах церкви можно увидеть необычные для христианского храма элементы росписи в виде карточных мастей. Эта символика изначально христианская, а позже стала использоваться в игральных картах. Черви символизируют сердце Христа, пики – копье, которым нанесли рану, бубны – рану Христа, а трефы – распятие.

Именно поэтому игра в карты в христианстве считается глумлением над историей распятия Христа и большим грехом.

Каппадокия — христианская жемчужина Турции

Турция буквально пропитана христианством, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Здесь можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы.












Православный экскурсовод
Работаем по благословению
Выгодные цены
Надёжность и честность
Находимся при Храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
Индивидуальный подход к каждому клиенту

Комментарии и вопросы


Вверх