ТОВИЯ
Дубининская 9c3 115054 Москва
+7 (499) 390 30 17 info1307@mail.ru

Семь Таинств церкви

Семь Таинств церкви

Семь таинств православной церкви

Все Таинства Православной Церкви — установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. 

Таинство Крещения

Суть

Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания

Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История

В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.


Таинство Миропомазания

Суть

Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания

Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История

Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Миропомазание – это духовная «печать» на душе верующего, символ вхождения в Церковь и участия в ее миссии. Это не просто ритуальный обряд, но и духовное событие, полное богословского смысла.

Как таинство, миропомазание осуществляется через видимые знаки (святое миро и крестное знамение) для передачи невидимой, но реальной Божественной благодати. Святое миро, которое используется в обряде, освящается на Великую Пятницу Патриархом и епископами в храме, в который вносится крест Господень и частица Животворящего Креста.

Важно подчеркнуть, что миропомазание в Церкви – не просто символ, но и средство Божественной благодати, которое осуществляется не по силе человека, а по действию Святого Духа. Таким образом, оно 

является существенной частью духовной жизни каждого христианина.

Обряд миропомазания начинается с молитвы священника, в которой он просит Божественную благодать на нового члена Церкви. Следующим этапом является нанесение святого миро на тело верующего с помощью крестного знамения. Это происходит на определенных участках тела: на лбу, глазах, носу, устах, ушах, груди, руках и ногах. Каждое касание сопровождается словами «Печать дара Святого Духа».

Символика этого действия глубока. Миропомазание на лбу означает освящение ума, чтобы он был всегда направлен на Бога. На глазах – для того, чтобы видеть Божий свет истины. На ушах – чтобы слушать слово Божье. На груди и спине – для защиты сердца от зла и для поддержки духовной силы. На руках и ногах – для того, чтобы действия и путь жизни были посвящены служению Богу.

Миропомазание для умирающих. В православной традиции существует практика миропомазания умирающих людей, особенно тех, кто не имел возможности принять крещение в обычном порядке. В этом случае священник может использовать миро для утешения и благословения умирающего человека, подчеркивая его духовное единство с Церковью.

Миропомазание при освящении храмов. В обряде освящения храма также используется миропомазание. Священник смазывает миром алтарь и стены храма в знак его освящения. Это выражает идею, что храм является священным местом, полным Божественной благодати.

Миропомазание для исцеления. В некоторых исключительных случаях, в частности при тяжелых болезнях, миропомазание может быть использовано в процессе молитвы о здравии и исцелении. В этом контексте миропомазание служит знаком духовной поддержки и укрепления.


Таинство Евхаристии

Суть

Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания

Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История

После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.


Таинство Исповеди

Суть

Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания

Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19 1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься (Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История

Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.


Таинство Елеосвящения

Суть

При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания

Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать

Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

Таинство Священства

Суть

Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т.е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания

Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История

Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.


Таинство Брака

Суть

Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания

Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История

Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

На главную

Комментарии и вопросы


Вверх