Храм Гроба Господня
Храмовый комплекс, возведенный на месте гибели и погребения Спасителя известен во всем мире. Сотни лет христианские паломники стекаются сюда, чтобы повторить Крестный путь (Via Dolorosa («Дорога Скорби») ,по которой шел Христос к месту казни) и причаститься благодати места, лицезревшего Его воскресение.
Строительство храма
История храма начинается в IV веке и связана с именем матери императора Византии Елены. По ее инициативе стали искать место захоронения Христа за Иерусалимскими стенами. Поиски увенчались успехом и усыпальница, принявшая в себя тело Спасителя, была обнаружена. По приказу св. царицы Елены в IV веке на священном месте был возведен первый храм, получивший название «Анастасис» - «Воскресение». Руководство строительством осуществлял Макарий Иерусалимский. Строение расположилось над местом погребения, сам Гроб Господень помещался в центре, под навесом в виде шестигранного шатра. Также в комплекс были включены Голгофа и место обретения Животворящего креста. Место обретения отмечено криптой, размещенной в базилике. Богато украшенные храм и базилика, соединенные дворами, образовали комплекс, протянувшийся с востока, где был расположен главный вход, на запад. В 335 году строительство было окончено освящением храма. На церемонии присутствовал сам император Константин.
Изначальный вид известен по данным археологических исследований, описаниям и мозаичной Мадабской карте V века, так как уже в 614 году был частично разрушен при взятии Иерусалима персами. В то же время велось строительство Вифлеемской базилики на месте рождения младенца Иисуса, частично сохранившейся до наших дней.
Разрушение и возрождение Храма
После захвата Иерусалима персами в VII веке строения храмового комплекса были повреждены. Их восстановление велось на средства, пожертвованные императором Ираклием и женой Хосрова II Парвиза (правителя Ирана) христианкой Марией. За десятилетие, к 626 году, комплекс был восстановлен. В 637 году при осаде Иерусалима войсками халифа Омара его удалось сберечь, так как Патриарх Софроний отдал ключи Омару и попросил его быть почетным хранителем Святыни. Был заключен мирный договор, который просуществовал почти три столетия. Ключи же халиф передал их одному из ближайших соратников, с тех пор право открывать храм и обязанности его хранителей передаются в семье Нусейбе из поколения в поколение до наших дней.
Сам договор, обеспечивающий неприкосновенность ряда христианских святынь, и даже позволявший паломникам беспрепятственно посещать святые для них места, поддерживали после Омара также халифы Осман, Муавия и Иежит I. Впоследствии отношения становились все более напряженными, христианские церкви испытывали все больший ущерб, а верующие — притеснения. И в 1009 халиф Эль Хаким начал наиболее массовые и жестокие гонения, в ходе которых была разрушена и базилика храмового комплекса Гроба Господня. Попытки ее восстановления стали возможны только при его сыне, халифе Аль Захире. Сменивший его Аль Мустаншир по договору с греками восстановил храм Святого Воскресения, разрушенный землетрясением (в обмен на освобождение 5 тысяч пленных арабов императором Византии Михаилом IV). Однако восстановленный (а точнее, практически отстроенный заново) комплекс мало напоминал прежний, скорее похожий на несколько часовен, стоящих неподалеку друг от друга.
Гонения на христиан и разрушение одной из главных святынь получило отклик в христианских государствах. Это стало одной из основных предпосылок к началу крестовых походов. После долгих веков власти арабов и сельджуков, в 1099 году Иерусалим вновь переходит к христианам — крестоносцам.
Период крестовых походов
После завоевания Иерусалима, крестоносцы основали собственное Иерусалимское царство и начали восстановление святынь. Уже к середине XII века был отстроен новый храм Воскресения. Он во многом сохранил структуру прежнего, при этом использовались как новые материалы, так и сохранившиеся со времен первого Анаксиса — такие, как опоры ротонды, называемые сейчас «столпами Елены». Новый комплекс объединил под своими сводами и место казни, и Камень помазания (на него, по преданию, уложили снятое с креста тело Спасителя и где готовили его к погребению), и Кувуклию (часовню Гроба Господня). Сама часовня состоит из усыпальницы и придела Ангела с обломком скалы, закрывавшей пещеру (на котором сидел ангел, возвестивший о воскресении Христа). В приделе Ангела два окна. Они используются в день схождения благодатного огня на гробе господнем, чтобы через них огонь передать молящимся.
Практически на закате христианского государства в Палестине был достроен еще один элемент комплекса — колокольня.
Владычество крестоносцев продержалось недолго — Иерусалим был взят Саладином и вновь перешел под власть мусульман. Саладин, желая избежать разрушений, назначил своего хранителя. По сей день эта должность, вместе с ключом передается из поколения в поколение в семье Джудех. Кроме того, была оставлена возможность беспрепятственного посещения святынь для паломников.
От крестоносцев до наших дней
Во многом именно в период царства крестоносцев комплекс обрел тот облик, который видят паломники, приезжающие в Израиль в наше время. Последующие годы внесли лишь небольшие коррективы:
-
В XVI веке расширение и внутренние работы в храме монахами-франсисканцами.
-
В 1545 землетрясение вызвало частичное разрушение колокольни.
-
В начале XIX века пожар повредил шатер храма и Кувуклию. Восстановление заняло несколько лет.
-
В 1860 году ротонду накрыли куполом, за образец которого был взят первый Анастасис.
-
В середине XX века строение подверглось значительной реставрации и ремонту, включая купольные работы.
-
В 2013 поднят новый колокол (его изготовили в России).
-
22 марта 2017 года была завершена реставрация Кувуклии.
Был демонтирован окружающий ее металлический каркас, конструкция очищена от копоти, возникающей от свечей. Кроме того, было сделано окно, позволяющее паломникам лицезреть гробницу Спасителя как в дни схождения благодатного огня так и в другое время.
Сегодня храм гроба господня в Израиле имеет особый статус. Основные права на храмовый комплекс у Иерусалимского патриархата. При этом храм разделен между шестью христианскими конфессиями. Это греко-православная церковь — играющая главенствующую роль в делах храма, а также католики, армяне, эфиопы (церковь, ведущая историю от царя Соломона), копты (египетская христианская церковь) и сирийская.
Они имеют свои приделы, строения. Но главная святыня, часовня Гроба Господня, находится в совместном пользовании и литургию здесь служат все конфессии, каждая в определенный час.
При этом хранение ключей и ежедневное открытие ворот храма отдано мусульманским хранителям. Кроме того, они помогают в разрешении межконфессиональных споров.
Схождение Благодатного огня
Одним из наиболее чудесных и таинственных событий, собирающих ежегодно тысячи паломников в Израиле, в Иерусалиме, является чудо схождения благодатного огня на гроб господень. Несмотря на то, что явление Благодатного огня происходит ежегодно в течении длительного времени (чудо схождения Благодатного Огня описывается с IX века), никто так и не знает, что там происходит и как. Сама церемония носит название Литания и происходит раз в год в пасхальную субботу. При этом огонь принимает самые разные обличья — разрядов молнии, огненных бликов или шаров, а в первые минуты он не обжигает и им можно умываться. Огонь сходит всегда в одном и том же месте — на плите Гроба Господня, внутри Кувуклии. Там священники зажигают пучки свечей и через оконца передают огонь верующим, собравшимся в храме. В пучке 33 свечи (по числу лет жизни Христа), он возжигается от Благодатного Огня и тут же гасится, после чего паломники увозят его с собой — считается, что такая свеча, зажженная дома, отведет любую беду. В специальных лампадах Огонь отправляется в различные соборы и церкви по всему миру.
Известен случай, когда православным христианам запретили молиться в храме, тогда Огонь сошел не внутри, а снаружи храма - молния ударила в колонну и зажгла свечи в руках верующих, собравшихся у ворот. Расколотая колонна, как свидетельство чуда Господня, по сей день остается на своем месте.
Считается, что год, когда чудо схождения благодатного огня не произойдет, будет последним для всех людей. Поэтому паломники причащаются и соборуются, как перед кончиной.
Паломничество ко Гробу Господню
Как и сотни лет назад, паломничество ко Гробу Господню в Иерусалиме наполнено для каждого христианина особым смыслом. Не только чтобы лицезреть чудо благодатного огня, или символически разделить со Спасителем его Via Dolorosa — крестный путь страданий за всех нас, подняться на Голгофу. Это возможность причаститься особой благодати места, свидетельствовавшего последние часы жизни Христа и чудо его Воскресения, вознести молитву и ощутить, как отпускаются грехи в храме, оставить записку для упоминания в молитве с именами близких.
Если вас волнует вопрос, открыли ли в Израиле храм гроба господня? - можно сказать, что он и не закрывался. Было решение закрыть посещение Кувуклии на время ремонта, но по многочисленным обращениям от него отказались.
И конечно, экскурсия в Израиль в храм гроба господня подарит вам более глубокое понимание сути этой великой святыни, если предпринять ее с православной паломнической службой Товия. Служба возьмет на себя большую часть мирских забот по размещению и передвижению, а сопровождение православного гида поможет прикоснуться к истории Храма и Спасителя, ощутить сопричастность событиям давних эпох, ощутить свет благодати этого места в своей душе.
На главную
Комментарии и вопросы