ТОВИЯ
Дубининская 9c3 115054 Москва
+7 (499) 390 30 17 info1307@mail.ru

Задонск. Воронеж. Костомарово пещерные храмы

Маршрут:

Москва -Задонск - Костомарово - Воронеж -Елец

05.01.2023 - 07.01.2023

Включено:

  • : Комфортабельный автобус с кондиционером, ТВ.
  • : сопровождение экскурсоводом по всему маршруту
  • : экскурсии по программе
  • : гид
  • : питание 2 разовое и проживание включено
6500 руб.

Программа поездки

Где находятся Пещерные храмы в России?  Спасский женский монастырь. Костомарово

В толще меловой горы, находящейся примерно в 3-4 км от Дона, неведомыми подвижниками были ископаны эти удивительные пещерные храмы, ставшие уникальными памятниками христианской культуры и безмолвными свидетелями силы духа и веры их безымянных создателей.


На Русь традиция паломничества пришла с христианством. В летописных памятниках дошла до нас история одного из первых паломнических путешествий на Афон: туда в начале XI века ходил преподобный Антоний Печерский - основатель Киево-Печерской лавры. Самым древним известным описанием паломничества русского человека на Святую Землю является «Хождение игумена Даниила», который был там начале XII века.

Паломничество – это, в первую очередь, молитва, духовная потребность и готовность что-то изменить в себе. Это труд человека над своей душой - ведь именно к этому особо располагает благодать святого места. Потому наибольшую пользу в подобном путешествии можно получить, пребывая в сосредоточенной молитве.


Маршрут паломнического тура: 

Паломнический тур на комфортабельном автобусе Воронеж Задонск Костомарова _ пещерные монастыри, пещера покаяния. Все включено
2,5 дня (пятница вечер-воскресенье вечер)

1-й день: Отъезд вечером (примерно 20.00)

2-й день: Костомарово. Свято-Спасский монастырь.Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.

Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°
 В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.
Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.

В толще меловой горы, находящейся примерно в 3-4 км от Дона, неведомыми подвижниками были ископаны эти удивительные пещерные храмы, ставшие уникальными памятниками христианской культуры и безмолвными свидетелями силы духа и веры их безымянных создателей.Пещера, как место для уединенного молитвенного созерцания, использовалась последователями Христа с самого момента зарождения христианской аскезы. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме

Святыни

В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.

  • Костомаровская «Расстрельная» — список с образа Валаамской Божией Матери конца XIXвека. Икона изображает Богородицу в полный рост стоящей на облаке. Она прижимает к груди Сына, благословляющего землю. Образ написан на цинковом листе, влажный климат пещер его не повредил, зато человеческая злоба оставила на нем 6 пулевых ранений. К какому периоду гонений на церковь относятся эти пули, никто не знает. Обретенная в 1997 году, она через пять лет стала кровоточить. Сейчас чудотворный образ пребывает в наземном храме Взыскание погибших.
«Святое семейство – учитель труда» — икона, связанная скорее с традициями западного Возрождения, чем с православной иконографией. Все члены Святой семьи на ней заняты не молитвой, а физическим трудом: праведный Иосиф передает Божественному Сыну секреты плотницкого мастерства, а Богородица прядёт пряжу. Считается, что молитвы перед этим образом помогают в устроении семейных проблем. Во время войны матери молились перед ней о возвращении сыновей – и получали по своим молитвам.

К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. 

Воронеж. Покровский Кафедральный собор,

мощи свт. Митрофана Воронежского, св. муч. Петра Зверева,
десница муч. Натальи и др.

Питание двухразовое, ночлег в гостинице.

3-й день: Задонский монастырь Рождества Богородицы. Литургия,

молебен у мощей свт. Тихона Задонского.

Экскурсия по монастырю.

Задонский Свято-Алексеевский женский монастырь,

келья святителя Тихона, источник свт. Тихона с купальней.

Паломническая поездка осуществляется на комфортабельном туристическом автобусе, в сопровождении православного экскурсовода.

Обзорная экскурсия по Храмам Воронежа с посещением:

Благов
ещенского кафедрального собора. 

Святыни: рака с мощами свт. Митрофана Воронежского, свт. Петра (Зверева), часть мощей свт. Тихона Задонского, ковчежец с частицами мощей святых двенадцати апостолов, ковчежец с частицами мощей мученицы Наталии, икона с частицей мощей сщмч. Власия, еп. Севастийского и икона прп. Силуана Афонского, ковчег с мощами прпп. Киево-Печерских святых, ковчег с мощами прпп.отцов Оптинских.

Елец 

Первые упоминания о Ельце найдены в Никоновских летописях и датированы 1146 г. Он построен на возвышенности, у которой маленький Ельчик вливается в более полноводную Быструю Сосну. Несмотря на небольшие размеры, в городке Елец найдется немало неоткрытых и незнакомых для путешественников-любителей истории достопримечательностей. Региональное и федеральное значение имеет 90 исторических и культурных памятников. А всего их более 200! 

Вознесенский собор

Нынешний храм поставлен на месте бывшей церкви Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского. 

Вознесенский собор – образец русско-византийского архитектурного стиля, берущего начало в XVII веке. Храм, расположенный на крутых склонах у Быстрой Сосны, видно издалека всем въезжающим в город.

Храм иконы Елецкой Божией Матери

Строительство его началось спустя 500 лет после знакового для жителей Ельца события. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г., ему явилась во сне Божья Матерь со святыми и повелела покинуть пределы Государства Московского. С тех пор Богоматерь – одна из самых почитаемых святых православного мира.

Храм в ее честь в Ельце строили с 1893 по 1915 гг

Великокняжеская церковь

Храм является жемчужиной среди многих памятников архитектуры Ельца. Эта нестарая церковь построена на средства, пожертвованные купцом Заусайловым в 1913 г. Рядом с возведенным собором построили «дом призрения» — для неимущих горожан, а также часовню.

Приход поставлен в честь 300-летия правления дома Романовых. В его архитектуре присутствует влияние сразу трех архитектурных стилей – византийского, неорусского и модерна, что делает облик воистину неповторимым.


Возвращение в Москву в 21:00 примерно


Пещерные монастыри в России. История появления. Где находятся.

Спасский женский монастырь. Костомарово. 

В толще меловой горы, находящейся примерно в 3-4 км от Дона, неведомыми подвижниками были ископаны эти удивительные пещерные храмы, ставшие уникальными памятниками христианской культуры и безмолвными свидетелями силы духа и веры их безымянных создателей.
Из трех ныне действующих в Воронежской митрополии пещерных монастырей Спасский женский монастырь в историческом плане наименее изучен, так как  не сохранилось никаких письменных свидетельств о времени создания и о подвижниках, его населявших. А документы начала ХХ века и единичные упоминания Костомаровских пещер в трудах историков и краеведов того периода позволяют делать лишь косвенные выводы о временных рамках его возникновения.

Существует несколько гипотез о времени возникновения пещерных храмов и монастырей в землях среднего Дона. Одна из них предполагает их древнее происхождение. По ряду признаков можно увидеть необыкновенное сходство меловых подземных монастырей  Дивногорья, Белогорья и Костомарова с древними пещерными сооружениями  уже упомянутой Каппадокии, созданными христианами, бежавшими от кровавых гонений римских императоров еще в I-II вв. по РХ.   Центральное место  в них занимает храм с довольно большим пространством, высокими сводчатыми потолками, опирающимися на массивные меловые колонны. И уже от храма идут многочисленные разветвления ходов с одинаково обустроенными кельями и усыпальницами. Все это может свидетельствовать о том, что их создатели были или непосредственными носителями данной традиции, или очень хорошо ее знали. Донские края были известны с древних времен. Еще до новой эры здесь жили ираноязычные народы скифов и сармат. Позднее, как с юга, так и с севера сюда стали переселяться славянские племена. В VII-VIII вв. по Р. Х. земли, на которых сейчас расположен Спасский монастырь, входили в состав Хазарского ханства. Известный церковный историк и богослов Карташов А. В. в  книге «Очерки истории Русской Церкви» пишет, что в этот исторический период на территории Каганата посланники из Византии вели активную проповедь христианства. Результатом этой проповеди стало создание внутри ханства православной епархии со своим епископом. Эти факты могут служить косвенным подтверждением возможности и вероятности создания первых христианских пещерных храмов Подонья в период с VIII по Х вв. как монахами-миссионерами, так и гонимыми подвижниками, бежавшими в наши края от преследований иконоборцев.

Начиная с X-го века, Южнорусская степь постоянно разорялась кочевниками. Печенеги, половцы, а затем татаро-монголы превратили ее в Дикое поле, которое  распространилось от Тульских земель на севере до границ с Крымским ханством на юге. Пещерные храмы, которые возможно были созданы до Х века, также были заброшены и затеряны в обширных Донских степях.

Спасский женский монастырь в настоящее время посещает большое число паломников из разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Эта обитель привлекает не только удивительной и своеобразной красотой природы. Ее пещерные храмы свидетельствуют о поразительной, непостижимой духовной силе, которой обладали их безымянные создатели. Недостижимость и сокровенность их подвигов, твердое, неотступное стремление к своему Творцу, навеки запечатленное в могучих меловых сводах и столпах пещерных храмов, поражают и смиряют ум современного человека, а также вдохновляют и наполняют Божественной благодатью, пробуждая в душе память о вечном.

Особым почитанием пользуется и живописная икона, именуемая «Святое Семейство – учитель труда». На ней изображены отрок Иисус и праведный Иосиф, занятые плотницким делом, рядом с ними находится Пресвятая Богородица, прядущая пряжу. Глядя на эту икону, мы ясно видим, что усердный труд и скромность были основой жизни Святого Семейства. Сам Богочеловек своим примером освятил житие честно труженика, чаяния и нужды которого Ему близки и дороги. У этой иконы многие богомольцы получают благодатную помощь в семейных нуждах.

Православный экскурсовод
Работаем по благословению
Выгодные цены
Надёжность и честность
Находимся при Храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
Индивидуальный подход к каждому клиенту
Скидка на ребенка
Забронировать место

Комментарии и вопросы


Вверх