АЛТАЙ – к святителю Макарию Алтайскому
Маршрут:
Барнаул – Бийск – Катунь – Чемал -Барнаул
Включено:
- : проживание и питание по программе; транспортное обслуживание на комфортабельном автобусе в сопровождении гида; входные билеты и экскурсионное обслуживание: Архиерейское подворье в Бийске, обзорная экскурсия по музею-заповеднику В.М.Шукшина в селе Сростки, Ботанический сад, проход по подвесному мосту через Катунь, 2 бани.
- : Проживание: гостиница Бийск 2-х местн. с удобствами, Барнаул – 2-х местн. wc на этаже; в Чемальском районе – 2-3 местное с удобствами на дом.
- : Питание: 2-3х разовое.
Программа поездки
К СВЯТИТЕЛЮ МАКАРИЮ АЛТАЙСКОМУ
экскурсионно-паломнический тур
23 февраля – 1 марта 2024
23 февраля.Вылет из Москвы и других городов в Барнаул.
День 2. Встреча с Алтаем
24 февраля. Прибытие в Барнаул.
Переезд в Бийск. Размещение в гостинице «Центральная».
Обед. Отдых.
Вечерняя обзорная экскурсия по Старому городу с посещением Успенского кафедрального собора, Казанской Церкви. Бийское Архиерейское подворье – живой памятник истории православия и культуры Алтая. Музей истории Алтайской Духовной Миссии. Ужин.
Питание дня: обед, ужин.
Проживание: гостиница Бийск
День 3. Бийск-Сростки-Артыбаш
25 февраля. Божественная литургия.
Завтрак. Выезд в Республику Алтай.
Остановка в селе Сростки. Храм святой великомученицы Екатерины. Экскурсия по музею-заповеднику В. М. Шукшина. Пешеходная прогулка на гору Пикет, где у памятника режиссеру проходит ежегодный Всероссийский фестиваль «Шукшинские чтения на Алтае». Задумчиво сидящая фигура писателя – это последний кадр из его фильма «Печки-лавочки». Посещение сростинского придорожного рынка, дегустация местных разносолов, стряпни, мясных деликатесов (доп. плата).
Чуйский тракт. Пересекаем границу Республики Алтай. «Куунзеп уткуп турус - Добро пожаловать на Алтай».
Проезжаем Горно-Алтайск. Далее наш путь лежит по живописным местам вдоль Катуни до села Чемал.
Размещение на турбазе. Ужин.
Для желающих русская баня.
Питание дня: завтрак, ужин.
Проживание: турбаза
День 4. Остров Патмос
26 февраля. Завтрак.
Экскурсия на остров «Патмос».
Храм святого апостола Иоанна Богослова и святителя Макария Невского.
Пешеходная экскурсия по «Козьей» тропе вдоль Катуни.
Панорама слияния рек Чемала и Катуни. Обед (доп.плата). Автобусная экскурсия в долину реки Катунь. Еландинские пороги. Подъем на смотровую площадку Толгоек. Перед нами открывается захватывающая дух панорама долины реки Катунь.
В завершении дня для желающих предлагается конная прогулка по живописной горной долине вдоль реки Чемал.
Возвращение на турбазу. Ужин.
Питание дня: завтрак, ужин.
Проживание: турбаза
День 5. Ботанический сад. Камышлинский водопад
27 февраля. Завтрак.
Выезд на экскурсию в Алтайский Ботанический сад.
Экскурсии по ботаническому саду — это возможность увидеть растения, о которых вы слышали только название, узнать необычные факты, потрогать и ощутить аромат алтайских цветов и растений. В фито-лавке ботанического сада продаются алтайские товары, сувениры и, конечно, экологически чистые травяные чаи местных производителей. Камышлинский водопад.
Пешая прогулка до водопада (4 км). Возвращение на турбазу. Ужин.
Питание дня:завтрак, ужин.
Проживание: турбаза
День 6. Место крещения Алтая. Краеведческий музей
28 февраля. Завтрак.
Выезд в Горно-Алтайск. Национальный музей им. А.В. Анохина. В фондах Национального музея хранится весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, этнографические коллекции одежды и предметов и быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы.
Всего более 60 тысяч единиц хранения. Уникальные коллекции: фонд редкой книги XVII – XX вв., иконы; археологические находки с мерзлотных курганов, оленные камни, изваяния, рунические письмена
тюркского периода.
Обед. Место крещения первого алтайца преподобным Макарием (Глухаревым).
Храм преподобного Макария. Вечернее богослужение. Возвращение на турбазу. Ужин.
Питание дня: завтрак, обед, ужин.
Проживание: турбазу
День 7. Горно-Алтайск. К святителю Макарию Алтайскому
29 февраля.
Сегодня день общецерковного почитания святителя Макария Алтайского (Невского). Выезд из турбазы. Божественная литургия в Горно-Алтайске в храме преподобного Макария. Молебен у мощей святителя Макария Невского.
Обед. Посещение сувенирного магазина.
Выезд в Барнаул. Размещение в гостинице. Ужин в ресторане гостиницы с блюдами сибирской кухни. Завершение программы.
Питание дня: обед, ужин.
Проживание: гостиница Барнаул
День 8. Расставание с Алтаем
1 марта. Ранним утром самостоятельный трансфер в аэропорт Барнаула. Вылет в Москву и другие города.
Варианты услуг и стоимость
Стоимость тура: 48500 руб.
(в связи с прогрессирующей инфляцией и возможным увеличением стоимости на транспортные и гостиничные услуги стоимость тура может измениться).
Духовное содержание маршрута:
- участие в богослужениях, общая молитва;
- беседы на духовные и Евангельские темы;
- православные и нравственно-ориентированные стихи и песни.
Продолжительность тура – 8 дней/7 ночей
Питание: 2-3х разовое.
Проживание: гостиница Бийск 2-х местн. с удобствами, Барнаул – 2-х местн. wc на этаже; в Чемальском районе – 2-3 местное с удобствами на дом.
В стоимость тура включено:
проживание и питание по программе; транспортное обслуживание на комфортабельном автобусе в сопровождении гида; входные билеты и экскурсионное обслуживание: Архиерейское подворье в Бийске, обзорная экскурсия по музею-заповеднику В.М.Шукшина в селе Сростки, Ботанический сад, проход по подвесному мосту через Катунь, 2 бани.
*Для лучшей адаптации к другому часовому поясу (+4 мск.) рекомендуем исключить ночной перелет и прибыть в Барнаул накануне тура.
Остров Патмос
Своему названию алтайский остров обязан «старшему брату» – греческому острову Патмос, где в свое время проживал апостол Иоанн Богослов
Неподалеку от села Чемал, на реке Катунь, есть остров Патмос. Там воссоздана копия старинного деревянного храма. К острову можно добраться по узкому мостику, подвешенному на тросах. Под этим мостиком в 10 – 15 метрах шумит Катунь. Ощущения от этого перехода описать невозможно. Неподалеку от моста есть табличка. На ней написано, что на мостике не должны находиться одновременно более восьми человек.
Эти места на Алтае считаются святыми. Сейчас здесь находится женский скит апостола Иоанна Богослова Барнаульского Знаменского монастыря. Самая первая церковь была построена на острове в 1849 году. Есть сведения о том, что до этого на острове жили монахи. Часовенка на острове была возведена по почину одного из этих монахов – Иоанна. Ее назвали в честь Иоанна Богослова, ангела-хранителя монаха. Тогда же остров получил название Патмос. Иоанн Богослов жил на греческом острове с таким же названием. Еще до того, как появилась часовенка, Макарий Глухарев, известный миссионер, основатель Алтайской духовной миссии, который принес в Горный Алтай православие, соорудил на острове небольшой монашеский скит. В 1855 году томский архиепископ Порфирий освятил остров в честь Крестителя Господня Иоанна и Живоначальной троицы.
До революции на том берегу, где в наше время стоит школа, была женская монашеская община. Сестры намеревались зарегистрироваться как монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», но сделать этого не успели. До революции в этом скиту был детский приют на 80 человек. Монахини занимались воспитанием сирот и просвещением местных жителей. Школа этого приюта считалась одной из лучших во всей России. Сам святитель Макарий подбирал для этой школы учителей, привозил из Москвы оборудование и книги.
После революции большевики сожгли келью и часовенку, а головешки выбросили в реку. Храм был воссоздан только через полвека. Этим занимался московский журналист Виктор Николаевич Попов. При восстановлении храма использовались фотографии, которые были в наличии. 10.01.2001 на острове Патмос были освящены монашеская келья и храм. На берегу Катуни был построен женский монастырь. С островом этот монастырь соединял изящный подвесной мостик. В наше время на острове никто не живет. Там проводятся моления и службы. На подходе к мосту, с левой стороны, располагаются кельи монахинь (сейчас их в монастыре около 10 человек). Неподалеку от этих келий находится дом В.Н. Павлова. Он уже давно стал жителем Чемала.
Уже само возрождение храма можно воспринимать как чудо. Но и прихожане, и монахини стали замечать, что в этом намоленном месте появляются новые чудеса. Не так давно, например, на глазах изумленных людей обновилась деревянная икона Божьей Матери. В храм эта икона попала в плачевном состоянии. Лика иконы было почти не видно. Павлов был намерен отдать икону на реставрацию. Но до этого ее поместили в часовню. Икона начала сама по себе восстанавливаться. На ней стал виден лик, появились изображения цветов, одеяния, которые до этого были размыты. Создавалось впечатление, что кто-то рисует икону. А между тем художники – реставраторы к ней не притрагивались. Икона, которая расположена неподалеку, начала мироточить. На лице, которое скрыто за стеклом, появились небольшие капельки влаги. Священники, которые служат в храме, утверждают, что икона слышит. Человек может обратиться к ней со своими просьбами.
Не так давно одна из монахинь изготовила в скале, которая находится у входа в часовню, вертеп – место рождения Спасителя.
И это еще не все чудеса, которыми известен храм. Есть еще и рукотворное чудо – билы. Это разные по размеру металлические пластины. Билы считаются предшественниками церковных колоколов. По ним ударяют специальными небольшими колотушками. Звуки, которые слышны при этом в селе Чемал, описать невозможно. Если посетители храма посмотрят на небольшую скалу, которая возвышается на острове Патмос, они могут увидеть абрис Божьей Матери с нимбом над головой и с ребенком в руках. Местный жители считают, что эта скала – Божье указание на святое место Алтая.
преподобный Макарий Алтайский
Апостол Алтайской земли
Известный миссионер, «апостол Алтая».
Архимандрит, основатель Алтайской духовной миссии, духовный писатель, автор переводов Библии и святоотеческой литературы на русский и алтайский языки
В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесено в Собор Сибирских святых.
Имя преподобного Макария Алтайского навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера.
Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал все лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры.
В течение первого года пребывания на Алтае архимандрит-миссионер, объезжая улусы коренных жителей и казачьи редуты, подбирал место для первого миссионерского стана. Таковым стал улус (так тогда называли места компактного проживания кочевников) Найминский (Майминский) на берегах Катуни в устье реки Майма. Это было очень живописное и удобное в транспортном отношении место, поскольку селение находится на развилке путей в восточном и южном направлении. Построенное архимандритом Макарием здание миссионерского стана представляло собой зал для походной церкви и несколько помещений для жительства архипастыря и причетников.
Не сразу кочевники доверились миссионеру. Некоторые, чтобы избежать встреч с проповедником, перекочевывали вглубь Алтая, Шории и Саян. Но, как напишет спустя несколько десятилетий князь Н. Костров: «Больные глаза их менее стали раздражаться лучами восходящего солнца веры Христовой». Постепенно в Православие стали переходить черневые татары и алтайские калмыки.
Несколько лет миссионеру не удавалось переломить страх перед крещением улалинских телеутов. В 1834 году он решил отслужить Литургию в долине реки Улалы (приток Маймы) прямо на открытом воздухе. Внутреннее пространство для богослужения по периметру обложили кусками войлока. В нем были закреплены молодые березки и различные цветы. Внутри поставлена походная церковь в виде переносного престола и иконостаса. Перед иконами были установлены подсвечники для возжигания свеч. На богослужение пригласили всех жителей Улалинского улуса. Крещеные присутствовали на богослужении внутри огороженной территории, а некрещеные наблюдали за службой со стороны. Впоследствии стало ясно, что эта Литургия под открытым небом оказала на жителей Улалы в религиозном отношении весьма серьезное воздействие. Вскоре, в том же году, крещение приняли почти все улалинцы.Чаще всего богослужения при архимандрите Макарии совершались в обычных избах. Алтарная часть отделялась от остального помещения раскладным походным иконостасом. Большим и полезным новаторством стало привлечение в состав Миссии женщин. Они оказывали миссионеру-монаху неоценимую помощь в катехизации новокрещеных соотечественниц.
Основатель Миссии внимательно вникал в быт кочевников и знакомился с жизнью православных на окраине России. Здесь было много ссыльных, а также старообрядцев, большинство из которых считали миссионера своим кровным врагом и распускали о нем самые нелепые слухи, будто во рту у него железные клыки, а под мантией — крылья и хвост7. Иногда конфликты возникали и с русскими торговцами, которые, желая легко обогатиться, нелегально провозили в Горный Алтай спиртные напитки и спаивали местных жителей. Архимандрит, как и прежде, был принципиален и непреклонен и лично, не боясь угроз, уничтожал бочки со спиртным, если их находил.
Отец Макарий, человек высочайшей учености, изучал жизнь и диалекты местных народов и просвещал как русских, так и язычников, много ездил по кочевьям и беседовал с людьми. Со временем подвижник понял, что есть язык, который понятен всем местным народам, — телеутский. Он изучил это наречие, составил азбуку, словарь и начал делать первые переводы молитв и библейских историй.
Комментарии и вопросы