Белоруссия на Рождество
Маршрут:
Полоцк-Минск-Дудудки Станьково-Крысово
Дату тура уточните у менеджера
Включено:
- : Комфортабельный автобус с кондиционером, ТВ.
- : сопровождение экскурсоводом по всему маршруту
- : экскурсии по программе
- : Проживание в комфортабельных гостиницах
- : питание завтраки и ужины
- : входные билеты
Дополнительно оплачивается:
- жд
Дату тура уточните у менеджера
Программа поездки
Паломничество в Белоруссию
5 январяВстреча на жд вокзале ПОЛОЦКА с экскурсоводом. встреча на жд в 7:00 утра
Полоцк по праву считается одним из исторических и культурных центров Беларуси. Посетители не останутся равнодушными, хоть раз побывав в «славном граде Полоцке.
Обед.
Экскурсия по монастырю, здесь находятся мощи св. преп. Ефросиньи Полоцкой, которая посвятила себя служению Богу и людям.
Здесь же находится знаменитый Крест Ефросиньи Полоцкой, вериги преподобной, увидите удивительные фрески 12 века.
Софийский собор – жемчужина архитектуры Древней Руси (XI в.).
Спасо-Богоявленский собор, включающий в себя комплекс бывшего мужского монастыря, памятник архитектуры 18 в., построенный в 1777 г., ныне действующий.
В Полоцке большое количество памятников: памятник первопечатнику Франциску Скорине – известному полочанину, памятник Симеону Полоцкому, памятник Всеславу Чародею (основателю Софийского собора), Ефросинье Полоцкой; также в Полоцке находится географический Центр Европы (это место отмечено памятником в виде компаса), памятник букве «Ў» («у краткое» - единственный во всей Беларуси), памятник купцу, знаменитый Борисов камень и другие достопримечательности.
По дороге посещение святого источника в г. Логойск.
Логойск славится своим святым источником, который бьет из-под алтаря храма. Свято-Никольский храм, которому более 140 лет. Эта церковь уникальна своими росписями на тему Апокалипсиса, сделанными мастерами Троице-Сергиевой Лавры.
Посетим мемориальный комплекс «Хатынь».
Ужин.
День 2
6 января Рождественский Сочельник
Завтрак. Отправление на экскурсию «Минск православный»:
Во время экскурсии мы посетим Свято-Духов кафедральный собор, где находится чудотворная икона «Минской» Божией Матери и рака с мощами св. прав. Софии Слуцкой, Храм Покрова Пресвятой Богородицы (список чудотворной иконы «Крупецкой» Божьей Матери), Храмовый комплекс «Всех святых», Храм Петра и Павла, Свято-Елисаветинский монастырь.
Свободное время. Ужин.
24.00 Ночная праздничная Рождественская служба в Свято-Елисаветинском монастыре.
День 3
7 января Рождество Христово
Завтрак. Отправление в Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий Дудутки. Вас ожидает увлекательное путешествие в мир стародавнего быта и профессий, дегустация самобытных блюд и катание на лошадях. После этого мы посетим а.г. Станьково, где находится Свято-Никольский храм, где крестили св. блж. Валентину Минскую. У вас будет возможность приложиться к святыням, которые находятся в этом храме, а также услышать интереснейший рассказ о семье матушки Валентины. После этого мы заедем в д. Крысово, где находится могилка св. блж. Валентины Минской. Отправление на жд вокзал. Отправление в Москву.
После 18:00 трансфер на вокзал
В стоимость программы включено:
транспортное и экскурсионное обслуживание, вх. билеты, 2х разовое питание, проживание в паломнической гостинице 2-х, 3-х, местные номера.
Святые мощи Евфросинии Полоцкой
Преподобная Евфросиния Полоцкая
почила о Господе в 1173 году на Святой Земле, в Иерусалиме, куда совершила паломничество незадолго до своей кончины. Ее честное тело было погребено близ Иерусалима в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Превятой Богородицы
В 1187 году, когда Иерусалим захватили войска египетского султана Салах-ад-Дина, нетленные мощи преподобной Евфросинии иноками русского иерусалимского монастыря в честь Пресвятой Богородицы были перенесены в Киев, о чем пишет исследователь А. Тыртов: «…монахи русского иерусалимского монастыря, которые, как и все прочие иерусалимские христиане, получили право за небольшой выкуп оставить Иерусалим и удалиться со своим имуществом на родину, покидая навсегда Иерусалим… не пожелали оставить в руках мусульман драгоценные для них останки русской великой княжны… Евфросинии Полоцкой… и в числе своего имущества вынесли и тело преподобной Евфросинии, а затем, перевезя его в Киев, положили в пещере преподобного Феодосия»
Более семи столетий (723 года) мощи преподобной Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы. В царствование Государя Императора Николая I начинается история ходатайств о перенесении мощей преподобной в Полоцк. Впервые внимание Св. Синода на необходимость рассмотрения этого вопроса обратил в 1832 году епископ Могилевский и Витебский Гавриил (Городков), в состав епархии которого входил тогда Полоцк. Спустя восемь лет Полоцкий архиепископ Василий (Лужинский) направил в Св. Синод официальное ходатайство о перенесении мощей преподобной в созданную ею обитель. Ту же просьбу он повторил в 1844 году в конфиденциальном письме к обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову. Однако по причине отрицательного отзыва Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) ходатайство архиепископа Василия не было признано заслуживающим удовлетворения.
В царствование Императора Александра II также неоднократно возбуждались ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк: в 1858 году – от лица православных жителей Полоцка; в 1865 году этот вопрос был вынесен на рассмотрение Высшего правительства генерал-губернатором Северо-Западного края М. Н. Муравьевым; в 1867 году очередное ходатайство в Св. Синод направил епископ Полоцкий Савва (Тихомиров), заручившийся поддержкой Московского митрополита Филарета (Дроздова). Однако переговоры о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк не имели успеха по причине неблагосклонного отношения к ходатайствам полочан киевских митрополитов, которые мотивировали свой отказ такими причинами, как гражданская незначительность и неблагоприятное географическое положение Полоцка, малочисленность в городе православного населения. Киевские архиереи указывали также на особые «обстоятельства действия Промысла Божия» относительно хранения мощей преподобной Евфросинии в Киево-Печерской Лавре – «богоизбранной сокровищнице русской святыни»
В декабре 1870 года «в благословение и духовное ограждение Полоцкой обители», по соизволению Киевского митрополита Арсения (Москвина), от мощей преподобной Евфросинии была отделена частица (средний перст правой руки) и принесена из Киева в Витебск. По желанию и просьбе жителей Витебска, с разрешения Св. Синода, святыня оставалась в городе до весны 1871 года. В это время по благословению епископа Саввы был составлен церемониал перенесения частицы мощей преподобной Евфросинии из Витебска в Полоцк, печатные экземпляры которого получило все духовенство Полоцко-Витебской епархии. 23 мая (5 июня по н. ст.) 1871 года ковчег со святыней был доставлен в Спасо-Евфросиниевский монастырь и установлен в древней Преображенской церкви
В 1872 году Преосвященный Савва возобновил ходатайство о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк и представил в Св. Синод подробный доклад, в котором была обоснована своевременность этого прошения. Однако и на этот раз по причине отрицательного отзыва митрополита Арсения последовал отказ. В 1893 году епископ Полоцкий Антонин (Державин), заручившись поддержкой всей епархии, направил новое ходатайство, но и оно было отклонено. Тогда же последовало определение Св. Синода впредь не возбуждать этот вопрос. Тем не менее, полочане не теряли надежду на возвращение дорогой для них святыни. Спустя пятнадцать лет, в 1908 году, на Всероссийском миссионерском съезде, проходившем в Киеве, была принята резолюция возобновить ходатайство о перенесении из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощей преподобной Евфросинии. В соответствии с этим постановлением Киевского съезда духовенство Полоцкой епархии, члены Полоцкого братства в честь святителя Николая и преподобной Евфросинии и Витебского Свято-Владимирского братства, тысячи мирян во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года вновь обратились с прошением в Св. Синод. Это усердное прошение, выраженное от лица Полоцко-Витебской епархии уже в седьмой раз, наконец, было признано заслуживающим удовлетворения. 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию следующего содержания: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полотск. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне»
Указом Св. Синода от 28 ноября 1909 года епископу Полоцкому и Витебскому Серафиму было поручено на месте разработать весь церемониал перенесения святыни из Киева в Полоцк. На основании представленного проекта Св. Синод составил подробный чин перенесения мощей преподобной, который был удостоен Высочайшего утверждения 29 января 1910 года.
Свято-Евфросиниевские Торжества стали одним из ярчайших событий в церковной жизни России предреволюционной эпохи. Они начались в Киеве 19 апреля (2 мая по н. ст.) 1910 года. В этот день мощи угодницы Божией были помещены в новый кипарисовый гроб[6] и изнесены из Дальних пещер Киево-Печерской Лавры в Великую церковь. В нише Благовещенского храма Дальних пещер «для утешения братии Киево-Печерской Лавры» была оставлена прежняя рака с частицей мощей святой
22 апреля по окончании Божественной Литургии торжественным крестным ходом мощи преподобной Евфросинии были перенесены на казенную пристань и помещены на пароходе «Головачев», на котором согласно Высочайше утвержденному церемониалу они следовали по Днепру до Орши 737 км. Берег Днепра повсюду, где находились даже самые малые деревушки, был усеян богомольцами. Люди стояли в ожидании святыни в течение многих часов, даже ночью, с зажженными свечами в руках. При приближении парохода все становились на колени и пели величание преподобной. Некоторые богомольцы черпали горстями и пили воду из Днепра, как освященную прохождением по ней великой угодницы Божией. По пути следования от Киева до Орши «Головачев» совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве.
20 мая 1910 года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого стечения народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других более отдаленных мест»
На всем пути следования мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк по молитвам угодницы Божией совершались многочисленные чудеса исцелений. Некоторые из них были опубликованы в периодических и других изданиях начала прошлого века. В 1913 году в Витебской губернской типографии вышла в свет брошюра «Чудесныя знамения от св. мощей Преподоб. Евфросинии, княжны Полоцкой», составленная священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным. В эту книгу были включены, в числе других, рассказы о чудесной помощи преподобной из монастырской летописи.
Комментарии и вопросы