Псков Печеры Талабские острова на поезде из МОСКВЫ
Маршрут:
Псков → Талабские острова → Печеры → Изборск
Включено:
- : Трансфер общий
- : Туристический автобус
- : Экскурсовод Псков Печоры (сертифиц.)
- : Проживание в Гостинице в Печерах, номера двухместные с удобствами
- : Питание двухразовое
- : Паломническая программа
- : Билеты на паром, платные входы
- : Пещеры
Дополнительно оплачивается:
- ЖД поезд номер 10 Москва Псков
Программа поездки
Подписывайтесь на наш телеграмм канал, там вся свежая информация https://t.me/toviaru
День 1 — Талабские острова. о.Белов. Домик старца Николая Гурьянова. Трапеза.
Экскурсия. Спасо-Елеазаровский м-рь. Трапеза. Псково-Печерский м-рь Вечерняя .Отдых.
Встреча группы на ЖД вокзале. Трансфер
08.00 Прибытие на пристань
Отправление на Талабские острова. Переправа по Псковскому озеру.
09.00 Талабск (остров им. Залита). Церковь Николая Чудотворца.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске.
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
Панихида на могилке о. Николая Гурьянова.
Старец Николай Гурьянов. Исповедник
Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.
11.00 Посещения кельи домика музея, где жил старец экскурсия по острову.
(Из книги «Несвятые святые», митрополит Псковский и Порховский Тихон)
По убеждению митрополита Псковского и Порховского Тихона, батюшка Николай Гурьянов был человеком совершенно особенным, живущим «и в нашем, и в совершенно другом мире» - в этой способности и крылся источник многочисленных непостижимых для обычного ума случаев, связанных с жизнью и служением старца.
«Отец Николай, в первую очередь, был бесконечно добрым и любящим всех человеком, - вспоминает митрополит Тихон, - а на любовь человеческую отвечает и Бог, который тоже есть Любовь. Поэтому именно через отца Николая Бог помогал очень многим людям и открывал очень многое и необычайно важное для них, начиная бытовой жизнью кончая высокими вопросами. Это был подвиг служения, подвиг Любви и, самое главное, - подвиг веры в Бога».
Чудотворная икона Благодатное небо
Об иконе «Благодатное Небо» рассказывает настоятель храма свт. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш) «Никольский храм построен в середине XIX века. Тогда уже икона «Благодатное Небо» была написана и почитаема. Это наша храмовая икона. Она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризы сняли большевики.
Покупка вкусной копчённой рыбы по местным старинным экологически чистым рецептам.
13.30 Обед.
Переправа на второй остров верхний вкусный обед из свежевыловленной рыбы.
Прогулка по заповедным рощам острова
Достфеева горка. Пещерный храм и храм Св апостолов Петра и Павла.
Возвращение на материк
Спасо – Елеазаровский монастырь.
В вековой тишине непроходимых лесов, по берегам быстрых речек и прозрачных ручьев, на ярких коврах заливных лугов, над бескрайними озерными гладями и посреди широких полей стоят неповторимые белоснежные псковские церкви — четырехстолпные, одноглавые, выстроенные из плитняка. В какую сторону света ни поедешь по Псковской земле — везде найдешь старинный монастырь, церковь на холме, святой родник и красивое озеро. Псковщина… Как ласково и значительно названа эта земля, на которой закладывались основы русской государственности.
Маленький, среди непроходимых лесов основанный преподобным Евфросином, Спасо-Елеазаровский монастырь во все века привлекал к себе внимание, потому что жили здесь монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы…
Псково Печерский монастырь. Вечернее Богослужение
Размещение в гостинице. ОТДЫХ
День 2 — Псково-Печерский м-рь. Литургия. Пещеры. Кельи старцев. Трапеза. Изборск. Источники. Трапеза. Камно. Могилка старца Мордасова.
Отъезд домой.
07.00 Утренняя Божественная литургия в Псковско – Печерском монастыре.
Причастие по желанию.
09.00 Богом Зданные Пещеры
«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью». При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
Пещеры Псково‑Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко ‑ художественный памятник‑некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.
В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.
12.00 Обед. В трапезной Псковско - Печерского монастыря.
13.00 Выезд в Старый Изборск
Старый Изборск - исторический город в Псковской области России. Находится на высоком правом берегу реки Псковы, в 24 км от города Пскова. Город был основан в XI веке и имел стратегическое положение на границе Новгородской и Псковской земель.
Старый Изборск славится своим древним Кремлем, который считается одним из самых старых в России. Он был построен в XII-XIII веках и представляет собой прочную крепость с высокими стенами и башнями. Внутри Кремля можно увидеть различные памятники архитектуры, в том числе Софийский собор, построенный в XII веке.
Кроме Кремля, в Старом Изборске также можно посетить Иверскую церковь, построенную в XVIII веке, а также музей деревянного зодчества, где представлены различные экспозиции, посвященные истории и культуре города.
Источники 12 апостолов г. Изборск
Словенские ключи находятся неподалеку от древнего города Изборска, среди естественного великолепия, памятника природы Псковской области под названием «Изборско-Мальская долина».
Ключи представляют собой группу источников, которые расположены на левом берегу Городищенского озера, между Труворовым городищем и Изборской крепостью. Природная достопримечательность привлекает к себе большое количество туристов в любое время года, поскольку зимой источники не замерзают.
Высокая популярность Словенских ключей обусловлена тем, что их почитают как православную святыню.
Второе название источников — Ключи двенадцати Апостолов.
Ежегодно Словенские ключи освящают. По традиции делают это в пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Богородицы «Живоносный Источник».
Свое название источники получили в честь Словена — основателя Изборска. Известно, что в стародавние времена и сам Изборск назывался Словенском, а уже после смерти Словена, сын его Избор переименовал город.
Изборская крепость
Изборская крепость – один из значимых и хорошо сохранившихся памятников русского оборонного зодчества XIV-XVII веков. Могучие крепостные стены и грандиозные башни овеяны ратными подвигами славных сражений. С середины XIV до начала XVI века крепость выдержала 8 крупных осад и ни разу в этот период не была взята врагом.
Крепость на Жеравьей горе имеет форму неправильного треугольника со скругленными углами. С двух сторон она почти неприступна из-за крутых склонов, с напольной, юго-западной стороны были выкопаны рвы.
Никольская церковь
Согласно традиции, собор стоял не в самом центре крепостной территории, а ближе к югу, недалеко от внутренней арки. Но по принципам композиции (и по духовному значению) Никольский собор стал центром средневекового Изборска.
Никольский собор Изборска – один из древнейших храмов в честь Святого Николая на русской земле.
В наши дни собор представляет собой небольшое сооружение с одной апсидой, непробиваемыми толстыми стенами из плитняка и одним главным кубом, поверх которого выстроен единственный каменный барабан с купольной главой. Барабан обёрнут простым декоративным рельефным поясом. Так или иначе, сегодня собор остаётся центральным храмом современного города и по-прежнему действует в этом значении.
Камно
Место упокоения старца Валентина Мордасова, древний храм с мироточивой и слезоточивой иконой Богородицы Знамение
Святой целебный источник Великомученика Георгия
( в этом источнике многие паломники получили исцеления при болезни ног)
Внимание! Желающие окунуться в источник необходимо предусмотреть полотенце, резиновые тапочки и в чем окунаться.
Камно славится своими святыми и целебными источниками. С незапамятных времен известны три источника: Двенадцати Апостолов, пророка Илии и преподобного Никандра. Источник преподобного Никандра бьет из-под камня, на котором, по преданию, любил молиться этот Псковский пустынножитель, когда путешествовал по святым местам. В последние годы прославился еще один источник – Георгия Победоносца. Считается, что вода из Георгиевского источника помогает при различных заболеваниях суставов, ног, при телесных и душевных болезнях.
Псков. Кремль. Покровский комплекс.
Выезд Домой
Фирма оставляет за собой право менять последовательность знакомства с объектами
Святыни: Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Маленький, среди непроходимых лесов основанный преподобным Евфросином, Спасо-Елеазаровский монастырь во все века привлекал к себе внимание, потому что жили здесь монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы…Монастырь был местом подвига монашествующих и спасения мирян.
Неведомое миру монашеское служение, молитвенное делание известных и безвестных подвижников не было забыто.
Вновь затеплилась монашеская жизнь в Елизарове, и в 2000 году древний Спасо-Елеазаровский монастырь стал возрождаться как женская обитель. Ныне, после упразднения и разорения, он вновь обретает свое прежнее значение.
Святые и подвижники благочестия: Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, Алапаевская и инокиня Варвара
Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Святая гора или Священная роща
Одним из самых древних священных мест монастыря является Святая гора или, как ее еще называют, Священная роща. Именно здесь изначально начинался монастырь. На высокой горе, на берегу Святого Ольгиного озера Евфросин построил первый храм — Преподобного Онуфрия Великого. Там были возведена часовня и первые братские кельи. Священная горка — это место, где изначально начинался монастырь. Затем монахи спустились вниз под гору. А гора стала воистину Святой. В подклетье первой церкви Онуфрия Великого были похоронены три первых игумена монастыря братья преподобные Игнатий, Харалампий и Памфил, причем мощи, останки их были нетленными. Затем возле храма стали хоронить монашествующих обители.
Сейчас Святая гора — это место православного кладбища, где по синодикам монастыря насчитывается более трех с половиной тысяч захоронений, начиная с XV века. Среди монастырских могил много могил светских высокопоставленных людей, павших защитников Отечества. Необходимо также сохранить уникальные памятники и изучить как можно полнее летопись этого многовекового некрополя.
Старцы 20 века: Преподобный Симеон (Желнин)
Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием.Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Отец Корнилий часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь — подадут нам». Так всегда и бывало.
В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково‑Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.
В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25‑летнего возраста.
Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как‑то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. Но однажды блаженный явился в их дом и заявил отцу, что «пришел сюда умирать». И тогда Василий при всех стал просить блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот неожиданно взял веревку, свернул ее жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу, — и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку — и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.
В 1896 году Василий поступил послушником в Псково‑Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера. В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шел в столярку и, будучи опытным столяром‑краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.
— Было очень много трудностей, — вспоминал потом старец, — из лаптей не вылезал. Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал «внутренне внушение принять схиму». Так, 3 апреля 1927 года он был пострижен с именем Симеон (в честь праведного Симеона Богоприимца) и назначен духовником братии и паломников Псково‑Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так и вышло потом.
Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды — большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келью. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: «Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить», — и многое другое. «Думал я, — рассказывал старец, — что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: «Господи, прими дух мой».
Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. «Да совсем я не прозорливец, — с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря, — великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает, — зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...».
«Труден путь монашеский, — записал старец Симеон в своей биографии, — но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
Шестьдесят четыре года такого монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.
«Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо, — говорил старец одному посетителю. — Дивный дар Господень — человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость!..».
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.
По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов, † 1975), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо, — ответил ему смиренный старец, — ты наместник, а я послушник, пусть будет по‑твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.
Память о старце схииеромонахе Симеоне свято чтут в Псково‑Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково‑Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.
Комментарии и вопросы