Паломническая поездка в Суздаль из Москвы
Маршрут:
Москва → Суздаль
Включено:
- : Комфортабельный автобус с кондиционером, ТВ.
- : Сопровождение экскурсоводом по всему маршруту
- : Православный гид - историк
Дополнительно оплачивается:
- Трапеза, входные билеты в музей
Программа поездки
Паломническая поездка в Суздаль на один день
07.20 Сбор паломников в МосквеПо адресу ул. Марксистская, д. 10
станция метро Марксистская
07.40 Отъезд автобусом из Москвы с экскурсоводом – сопровождающим в Суздаль
Спасо – Евфимиев мужской монастырь
(является частью Владимиро – Суздальского музея - заповедника)
Святыни:
- Мощи преподобного Евфимия Суздальского;
- Чтимый список Корсунской иконы Пресвятой Богородицы.
Осмотр территории музейного комплекса «Спасо – Евфимиев мужской монастырь» с посещением интерьера Спасо – Преображенского собора (входной билет – 330 р./чел., дети до 14 лет-б/п).
Свято - Покровский женский монастырь.
Посещение обители, поклонение святыням монастыря.
Святыни:
- Мощи преподобной Софии Суздальской
- Икона Петра и Февронии Муромских с частицами мощей
- Икона великомученика и целителя Пантелеймона (с частичками мощей);
- Икона Луки Крымского с частицей мощей;
- Икона Николая Чудотворца с частицами мощей.
Свято – Александровский мужской монастырь.
По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским
Он служил усыпальницей для княжеских жен.
Ризоположенский женский монастырь.
Монастырь, основанный в XIII веке, известен духовными подвигами монахини Евфросинии.
Святыни:
Мощи преподобной Евфросинии Суздальской.
Свято - Васильевский мужской монастырь (место крещения Суздальчан)
Является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого.
Монастырь основан в 13 веке.
Святыни:
- Частица мощей святителя Василия Великого.
- Могила блаженной Евдокии Суздальской.
- Посещение обители, поклонение святыням монастыря.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе
Святыни:
- Мощи святителя Арсения Элассонского.
- Посещение храма, поклонение святыням монастыря.
Продолжение знакомства с Суздалем - Город-музей, около 200 памятников истории, многие из которых имеют статус всемирного наследия ЮНЕСКО
Музейный комплекс «Кремль»
В Кремле находится древнейшее сооружение города - собор Рождества Богородицы XIII-XVI в.в., выстроенный на месте собора времени Владимира Мономаха.
Самостоятельный осмотр территории музейного комплекса «Кремль» с посещением интерьера Богородице – Рождественского собора (входной билет – 330 р./чел.,дети до 14 лет-б/п)
Святыни:
Мощи святителя Иоанна, епископа Суздальского.
18.30 Отъезд в Москву.
22.00 Прибытие в Москву (ст. метро Марксистская)
Суздаль. Обзорная экскурсия по Суздалю
" Город-уникум. Но заботы привлечь людей здесь нет — их и так всегда было много...», — так отозвался о Суздале Юрий Бычков, «создатель» Золотого кольца.Ведь именно здесь в 1967 году Бычкову пришла в голову идея кольцевого туристического маршрута по древним городам Владимиро-Суздальской Руси.
О Суздале, суздальской истории и архитектуре, легендах и былях и, конечно, самих суздальцах можно говорить круглые сутки. В Суздале за всю его многовековую историю существовало около пятнадцати монастырей, их основателями были местные епископы и представители княжеских династий.
Посетим Спасо-Евфимиев монастыря, основанного в XIV веке.
В монастыре находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца, похороненного здесь в семейной усыпальнице в далеком 1642 году.
Изюминкой современной жизни монастыря являются колокольные звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Ризоположенский монастырь - Монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном, духовником князя Всеволода Большое Гнездо, позже канонизированного в чине преподобного
Монастырь стал одним из немногих достоверно основанных до монгольского нашествия. Широкая известность суздальского Ризоположенского монастыря связана с именем преподобной Евфросинии, в миру Феодулии, княжны черниговской, дочери благоверного князя Михаила Всеволодовича, в орде татарской вместе с боярином Феодором пострадавшего.
Несомненно, монастыри явились для Суздальской земли важными очагами духовно-нравственного просвещения, центрами благотворительности, средоточием высокого христианского подвижничества. А имена преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии Суздальских вошли не только в летопись местного края, но навсегда вписаны в историю русской святости.
Свято-Покровский женский монастырь в Суздале
Девичий Покровский монастырь в Суздале был основан в 1364 году. Его заложил знаменитый князь Андрей Боголюбский в честь своего спасения от разыгравшейся на Волге бури. Женский монастырь существовал в Суздале параллельно с мужским Спасо-Евфимиевым.
В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной.
Церковь Казанской иконы Божией Матери - мощи Святителей Федора и Иоанна.
Покровский монастырь – женская обитель, хранящая в себе множество тайн. В XVI веке он служил местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. Изгнанные из светского общества, надоевшие своим мужьям, лишенные состояния и привилегий доживали они свой век за каменными монастырскими стенами
Святые жены составляют особую славу Русской земли.
Они сияют светом, исходящим от Божией Матери. Являясь ученицами Христа, наследницами Марии Магдалины и других первых учениц Господа, они несли народу русскому Христов свет женственно, с особой тонкостью душевной, свойственной чистой женской натуре, оставаясь сестрами и матерями для окружавших их людей.
Отцом Евфросинии был черниговский князь Михаил. У князя и его супруги долго не было детей, поэтому они часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им чад. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.
В 1212 году у князя с княгиней родилась девочка, которую назвали Феодулия.
Преподобная Евфросиния появилась на свет незадолго до того, как на Русь хлынули монгольские полчища, и вся ее жизнь была тесно связана с судьбой несчастной, истерзанной врагом Родины.
Прошло несколько лет. Повзрослевшая Феодулия расцвела и стала желанной невестой для многих молодых князей. Редкая красота, доброта, ум, образование привлекали к ней самых лучших и знатных женихов. Наконец, отец посватал юную княжну за молодого суздальского князя Феодора Ярославича, родного брата святого Александра Невского. Узнав о сватовстве, Феодулия стала молить Пресвятую Богородицу избавить ее от замужества.
И правда: пока Феодулия была в дороге на пути в Суздаль, жених её тем временем тяжко заболел и скоропостижно скончался в возрасте 14 лет.Богоматерь явилась к ей и сказала: – Чти отца и матерь своих и не противься их родительской воле! Но не бойся: брак твой не состоится. Ты еще будешь на пути в Суздаль, когда жених твой отойдет ко Господу. Назад не возвращайся – в Суздале ты станешь невестой Христовой (монахиней) и будешь жить в девичьем монастыре.
Однажды Господь открыл Феодулии как будет проходить Страшный Суд, который ожидает всех нас в конце времен. В руках у Господа она увидела раскрытые книги, где про каждого было написано все, что он совершил в своей жизни, – все грехи и все добрые дела. По ним Господь судил: наказывать этого человека или помиловать. На востоке княжна увидела цветущий благоухающий райский сад, а на западе кипело адское огненное озеро. Тут явилась Пресвятая Богородица и сказала: – Феодулия! Посмотри, как чудесно в раю Господнем и как ужасен ад. Всегда помни об этом, живи без греха, очищай свою душу покаянием, и тогда наградой тебе будет бесконечное райское блаженство, которое уготовил Господь для любящих Его!
Неудивительно, что после этого видения Феодулия решила всю свою жизнь посвятить Богу.…В 1227 году Феодулия прибыла в Суздаль. Прибывшую в Суздаль черниговскую княжну тут же же приняла к себе игумения Ризоположенского монастыря.
В монастыре Феодулию вскоре подстригли в монахини с именем Евфросиния, что означает “радующаяся”, “радостная”.
Здесь, в обители, Феодулия – Евфросиния и провела всю оставшуюся жизнь. Здесь она и достигла святости.
Когда игумения обители скончалась, на ее место управлять монастырем была поставлена Евфросиния. Господь наделил свою угодницу благодатными дарами прозорливости и чудотворения, в том числе и даром исцеления больных и увечных. О чудотворениях преподобной шла громкая слава.
На Руси тогда появились страшные повальные болезни: оспа, чума, холера. Евфросиния много молилась ко Господу и Пречистой Его Матери, прося у них помощи. И Господь услышал её молитвы. Те, кто призывал Евфросинию, получали исцеление. Слух об этом распространился повсюду, к преподобной стали приносить больных разными недугами, и она исцеляла их именем Господним.
Преставилась святая Евфросиния Суздальская ко Господу в 1250 году. В 1698 году, когда состоялось прославление Евфросинии в лике святых, ее мощи и даже одежды обретены были нетленными, то есть полностью сохранившимися. В те сентябрьские дни только за 15 дней произошло 56 исцелений при ее мощах!
В наше время святая Евфросиния так же щедра на помощь всем, кто с верою к ней обращается. Монахини монастыря говорят, что чудеса по молитве к святой угоднице Божией совершаются постоянно. Особенно много чудес связано с появлением у бездетных супругов долгожданных детишек. Ныне в суздальском Ризоположенском храме по воскресным дням после Литургии служат молебен с акафистом преподобной Евфросинии Суздальской. Память святой празднуется 25 сентября (8 октября по новому стилю), в один день со святым преподобным Сергием Радонежским и 6 июля Собор Владимирских святых
Преподобная Евфросиния (в миру великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини.
18 января 1366 года по благословению митрополита Алексия в Коломне совершилось бракосочетание Евдокии Димитриевны с великим князем Димитрием Иоанновичем. Этот брак имел большое значение для судьбы Руси, закрепив военно-политический союз Московского и Нижегородско-Суздальского великих княжений, правители которых в 1359–1363 годах вели борьбу за владимирский престол. По словам летописца, бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».
Отношения между Димитрием Иоанновичем и Евдокией Димитриевной являли собой образец истинно христианского супружеского союза. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под благодатным покровительством великих святых земли Русской – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика Преподобного – святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря, духовника Евдокии Димитриевны. Преподобный Сергий крестил московских княжичей.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых знаменательных событий в духовной истории России. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году по совету Евдокии Димитриевны в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В тот самый день Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 году после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, великая княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сохранилось предание о вступлении великой княгини на монашеский путь и совершившемся при этом чуде. В канун своего пострига великая княгиня явилась во сне одному нищему слепцу и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию.
Постриг был совершен 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения на территории основанного Евдокией Димитриевной в Кремле Вознесенского монастыря. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния, что в переводе означает «радость». В день пострига великой княгини от различных болезней исцелились тридцать человек. Спустя три дня, 20 мая, была заложена новая каменная церковь в честь Вознесения Христова, в которой великая княгиня определила место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни.
Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 года мощи преподобной Евфросинии крестным ходом перенесли в возрожденный придел мученика Уара, расположенный у апсид Архангельского собора.
Сказание повествует, что преподобная Евфросиния после кончины была удостоена прославления, в 1869 году, после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной. В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига.
Тропарь преподобной Евфросинии Суздальской, глас 8
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Евфроси́ние, дух твой.
Кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 2
Де́вства чи́стый сосу́д/ еле́ем моли́твы и любве́ испо́лнивши,/ неугаси́мый свети́льник в се́рдце свое́м возжгла́ еси́, преподо́бная,/ с ни́мже бо́дренно в сре́тение Небе́снаго Жениха́ изше́дши,/ в черто́г Того́ пресве́тлый прия́та была́ еси́,/ иде́же ны́не водворя́ющися с ли́ки А́нгелов и святы́х,/ моли́ся, мо́лимся, Христу́ Бо́гу,// ча́сти дев юро́дивых изба́витися нам.
Молитва преподобной Евфросинии Суздальской
О, пресла́вная ма́ти, ско́рая на́ша помо́щнице и засту́пнице и неусы́пная о нас моли́твеннице! Предстоя́ще ико́не твое́й и на сию́ со умиле́нием, я́ко живе́й ти су́щей, взира́юще, мо́лимся тебе́ усе́рдно: приими́ проше́ния на́ша и принеси́ я́ ко Престо́лу Милосе́рдаго Отца́ Небе́снаго, я́ко дерзнове́ние мно́гое к Нему́ иму́щая. Испроси́ притека́ющим к тебе́ и всем правосла́вным христиа́ном ве́чное спасе́ние и вре́менное благоде́нствие, на вся же блага́я дела́ и начина́ния на́ша ще́дрое благослове́ние и от вся́ких бед и скорбе́й ско́рое избавле́ние. Ей, чадолюби́вая ма́ти на́ша! Тебе́, предстоя́щей Престо́лу Бо́жию, ве́домы суть ну́жды на́ша духо́вныя и жите́йския: при́зри на ня ма́терним о́ком и твои́ми моли́твами вся зла́я от нас отврати́, па́че же злых и богопроти́вных обы́чаев умноже́ние. Утверди́ же во всех ве́ры согла́сное ве́дение, взаи́мную любо́вь и единомы́слие, да во всем житии́ на́шем, словесы́ же и писа́нии и де́лы, сла́вится всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго Бо́га, в Тро́ице покланя́емаго, Ему́же честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание преподобной Евфросинии Суздальской
Ублажа́ем тя,/ преподо́бная ма́ти Евфроси́ние,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего.
Комментарии и вопросы