ТОВИЯ
Дубининская 9c3 115054 Москва
+7 (499) 390 30 17 info1307@mail.ru

Псков Печеры Талабские острова 3 дня

Маршрут:

Москва → Псков → Печоры → Изборск → Камно → Талабские острова → Богомзданные пещеры

26.08.2024 - 28.08.2024

Включено:

  • трансфер: Автобус туристического класса
  • : Экскурсовод Псков Печоры (сертифиц.)
  • : Проживание в Гостинице в ПСКОВЕ и Печерах
  • : Питание двухразовое
  • : Паломническая программа
  • : Билеты на паром, платные входы
  • : Пещеры

Дополнительно оплачивается:

  • ж/д билеты Москва- Псков. 10 поезд с Ленинградского вокзала, отравление в 20:30, прибытие в Москву обратно 10 поезд в 6:15
17500 руб.

Программа поездки

Тур Псков Печеры Талабские острова на поезде из Москвы 3 дня

Маршрут поездки: Талабские острова Псков - Псково-Печерский монастырь - Пещеры - Изборск источники

День 1 — Талабские острова. о.Белов. о.Залит. Домик старца Николая Гурьянова. Трапеза.
Экскурсия. Спасо-Елеазаровский м-рь. Вечерняя. Трапеза. Отдых.

День 2 — Псков. Кремль. Покровский комплекс. Ольгин крест. Мирожский м-рь. Снеторогский м-рь. Трапеза. Переезд в Псково-Печерский м-рь.
Вечерняя. Трапеза. Отдых.

День 3 — Псково-Печерский м-рь. Литургия. Пещеры. Кельи старцев. Трапеза. Изборск. Источники. Трапеза. Отъезд домой.

Отправление с Курского вокзала Москва Псков 

Прибытие в Псков. Встреча группы около 10 вагона на ЖД вокзале

Трансфер

08.00 Прибытие на пристань

Отправление на Талабские острова. Переправа по Псковскому озеру.


09.00 Талабск (остров им. Залита). Церковь Николая Чудотворца.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске.
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.

Панихида на могилке о. Николая Гурьянова.

Старец Николай Гурьянов. Исповедник
Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.

11.00 Посещения кельи Николая Гурьянова - домик музей, где жил старец.
Экскурсия по острову.

При жизни старца Николая называли "живым святым".

Он предрек канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды.

По фотографиям он отыскивал людей без вести пропавших, вызволял заложников из бандитского плена, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей. Репутация чудотворца к нему пришла после того, как старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров.

Спустя годы, неизвестно как уцелевший в страшной аварии, моряк из Сибири приехал на о. Залит. Он сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспели спасатели".

Чудотворная икона Благодатное небо.

Эта икона считается покровительницей воздушно-десантных войск России, в 2001 году была учреждена медаль с одноименным названием, которой награждают за труды по охране воздушных границ и освоению космоса.

13.00 Покупка вкусной копчённой рыбы по местным старинным экологически чистым рецептам.

13.30 Обед.
Переправа на второй остров Верхний вкусный обед из свежевыловленной рыбы.

Прогулка по заповедным рощам острова
Достфеева горка. Пещерный храм и храм Св апостолов Петра и Павла.

15.30 Возвращение на материк

16.00 Спасо-Елеазаровский монастырь – В прежние времена его называли Трехсвятительским, потому что основали православную обитель в честь великих каппадокийцев – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. В наши дни это действующий женский монастырь, который привлекает не только паломников. Сюда приезжает немало любителей русской истории и храмового зодчества

Маленький, среди непроходимых лесов основанный преподобным Евфросином, Спасо-Елеазаровский монастырь во все века привлекал к себе внимание, потому что жили здесь монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы…

17.00 Святой источник Цареградский иконы Божией матери.

Желающие окунуться в источник нужно предусмотреть полотенце, резиновые тапочки, рубашку.

18.00 Ужин в монастыре. Вечерняя трапеза

19.30 Приезд в Псков размещение в гостинице

20.00 Размещение в гостинице Рижская в 2х местных номерах.

Номера гостиницы «Рижская» оформлены в классическом стиле и отличаются домашним интерьером с узорными коврами и тканями. В каждом номере имеется телевизор со спутниковыми каналами, холодильник и бесплатные туалетно - косметические принадлежности.

22.00 Ночлег, отдых.

Суббота

08.30 г. Псков
Псков - город в России. Расположен на реке Великой, в 20 км от ее впадения в Псковское озеро, близ границы с Эстонией. Население составляет около 200 тысяч человек.

Город был основан в 903 году и имеет богатую историю. В средние века он был одним из крупнейших городов Руси, а в XIX веке стал центром российского романтизма и интересным архитектурным объектом. В Пскове сохранилось много древних зданий и памятников, включая Кром (крепостную стену), Довмонтов город, Свято Троицкий монастырь и другие святыни.

Псков также является важным туристическим и паломническим центром. Здесь можно посетить Псковский кремль. И конечно самую важную и главную святыню Псковско печорский монастырь.

В целом, Псков является городом с богатой историей и красивой природой, и привлекает как историков и туристов и паломников со всего мира.

09.00 Псковский Кремль. 

Псковский Кремль представляет собой крепостные стены, окружающие центральную часть города. Он имеет форму неправильного правильного четырехугольника и охватывает площадь около 3,5 гектара. Каменные стены Кремля были построены с использованием заранее обработанных камней и имеют высоту около 9 метров.

Внутри Псковского Кремля находится некоторое количество исторических и архитектурных памятников. Одной из главных достопримечательностей является Соборная площадь, на которой расположены пять храмов: Соборное Успенское Собора, Архангельский собор, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор и Покровский собор.

Кроме того, в Кремле находятся различные музеи, включая Псковский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, где выставлены предметы искусства, археологические находки и исторические экспонаты, связанные с историей Пскова и Кремля.


Посещаем такие места: Место явления Св .равноапостольной Ольги. Троицы, Троицкий Собор колыбель христианства на Руси (чудотворные иконы, спасавшие Псковичей от чумы, врагов, мироточивая икона св. Пантелеимона, мощи св. благоверных князей и блаженных, преподобномучеников) а также мы увидим уникальный 7 ярусный иконостас, крепость 13 века, Довмонтов город, 13 века.

10.00 Покровский комплекс.

Самая Большая крепость Европы 16 в. Чудесное Явление Богородицы во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Уникальный храм Покрова и Рождества Богородицы 15-16 век.

Покровский комплекс в г. Псков - это историко-архитектурный ансамбль, расположенный на территории Псковского кремля. Комплекс включает в себя Покровский собор, который является одним из главных храмов Пскова, а также высокую колокольню, построенную в начале XVIII века. Покровский комплекс является одной из главных достопримечательностей города и привлекает много туристов и паломников. Собор оформлен в стиле псковской архитектуры и исторически аутентичен. В комплексе также находятся музей архитектуры Северо - Запада России и древние укрепительные сооружения.

11.00 Снетогорский женский монастырь 13 века

Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой горы Афон. По другой версии, которая в наше время является основной, древнейший монастырь Пскова основан в 13 веке знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Впервые монастырь упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри.

Экскурсия по монастырь. Посещение древнего храма 1310 г. не имеющего аналогов.
Экскурсия по фрескам.
Святыни монастыря: Чудотворная икона Новодворская, помогает в с жилищными проблемами, голова мученика Кронида, множество мощевиков и чудотворных икон. Иверская, Иерусалимская, Тихвинская, Снетогорская и другие.

12.00 Прогулка по набережной с историческими достопримечательностями.

Набережные Пскова открывают самые красивые виды этого города. Гуляя по ним, можно познакомиться с оборонительными сооружениями и архитектурными памятниками XII-XVII веков, отдохнуть на берегах рек и в тенистых парках. Набережная реки Великой в Пскове — это чарующее место, где сплетаются красота природы и богатая история города. Протянувшаяся вдоль берегов одной из крупнейших рек Псковской области, набережная является популярным местом отдыха среди горожан и гостей Пскова.

13.00 Мирожский Преображенский мужской монастырь

Мирожский Преображенский мужской монастырь находится в городе Пскове. Он был основан в 1156 году и является одним из старейших монастырей на Русской земле. Монастырь расположен на берегу реки Великой и окружен живописным природным ландшафтом. В течение своей истории Мирожский монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. На протяжении многих столетий он был важным центром духовной жизни Псковской земли. Внутри монастыря находятся различные храмы и церкви, сохранившиеся со времен его основания. Большое значение имеют Преображенский собор.

Главная святыня. Чудотворная икона Божией Матери «Мирожская» Икона 18 века.

На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, поскольку при написании был использован древний византийский чин «Оранта», то есть моление.

14.00 Обед в монастыре. Вкусная монастырская кухня в трапезной монастыря.

15.00 Иоанна Предтеченский монастырь 13 века.

Иоанна Предтеченский монастырь, также известный как Иоаннова Пустынь, является одним из старейших монастырей в Пскове. Он был основан в конце XV века после завершения строительства храма Иоанна Крестителя. Монастырь располагается на берегу реки Великой, недалеко от исторического центра города.
Монастырь был образован для поклонения колыбели святого Иоанна Предтечи.

На территории монастыря находится несколько церквей и храмов, включая главный храм - храм Иоанна Предтечи. Он известен своей архитектурой в стиле псковской барокко. Также на территории монастыря расположены обитель преподобного Иоанна Псковского и церковь Святых новодевичьих Марии и Матроны.

На данный момент Иоанна Предтеченский монастырь является активным монастырем, где живут монахи и ведутся православные богослужения. Монастырь также открыт для посещения туристами и паломниками, которые могут ознакомиться с его историей и красотой.

16.00 Усыпальница Псковских Княгинь. Ольгинская часовня.

С Панорамным Видом на Псков.
Усыпальница Псковских Княгинь - это храмовый комплекс, расположенный в городе Пскове, в России. Этот комплекс посвящен памяти Псковских княгинь - женщин из княжеского рода, которые сыграли важную роль в истории Пскова. Они были известны своими умами, красотой и мудростью.

Ольгинская часовня.

Житие княгини Ольги сообщает, что уже овдовев и приняв христианство, она навестила родные места, отдыхала у реки в пасмурный день и увидела, как яркие солнечные лучи из-за облаков осветили лесистый мыс на противоположном берегу. Правительница посчитала это добрым знаком и повелела построить там Троицкий собор и Плесков град — будущий Псков. На месте, где ей явилось чудесное знамение, вкопали памятный крест, а позже поставили Ольгинскую часовню. Дата строительства неизвестна, а вот снесли ее в 1960 г.

16.30 Отъезд в Псково - Печерский монастырь.

Псково - Печерский монастырь - один из старейших и наиболее известных монастырей России. Он расположен в городе Пскове, на небольшом холме у реки Великой. Монастырь был основан в XIV веке и с тех пор стал одним из самых важных духовных и культурных центров Псковской области.

Псково-Печерский монастырь славится своими древними храмами и пещерами, а также историческими архитектурными сооружениями. В его составе находятся Покровский собор, церковь Иоанна Предтечи,
Они отличаются своей красотой и уникальным архитектурным стилем. Главный в обители считается Михайловский Собор.

Монастырь является также одним из важнейших исторических памятников, связанных с Псковской землей. Здесь хранились святыни и ценности, а также оставили свой след многие известные личности России. За годы своего существования он прошел через множество испытаний, пережил много разорений и разрушений, но всегда возрождался и развивался.

Псково - Печерский монастырь считается одним из главных святынь Псковского края и популярным местом паломничества. Множество туристов и верующих людей посещают его, чтобы получить духовное наставление и ощутить атмосферу древности и молитвенной покорности.

17.00 Размещение в гостинице, недалеко от монастыря. 

Гостиница расположена в центре города Печоры совсем рядом с Псковско печорским монастырем.

Мы гарантируем высокий уровень сервиса и чистоту в номерах. Наша гостиница находится в удобном месте, рядом с магазинами, кафе и достопримечательностями.

17.30 Ужин . Монастырский вкусный в древней, красивой трапезной 16 века

18.00 Вечернее Богослужение, в Михайловском Соборе Псковско Печерского монастыря

Исповедь по желанию.

В монастыре находится Чудотворная икона Успения Божией Матери, Умиление, мощи Преп. Корнилия .

22.00 Прогулка по монастырю. Ночлег

Воскресенье, 

07.00 Утренняя Божественная литургия в Псковско – Печерском монастыре.

Причастие по желанию.

09.00 Богом Зданные Пещеры

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью». При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Пещеры Псково‑Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко ‑ художественный памятник‑некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

12.30 Обед. В трапезной Псковско - Печерского монастыря.

13.30 Выезд в Старый Изборск

Старый Изборск - исторический город в Псковской области России. Находится на высоком правом берегу реки Псковы, в 24 км от города Пскова. Город был основан в XI веке и имел стратегическое положение на границе Новгородской и Псковской земель.

Старый Изборск славится своим древним Кремлем, который считается одним из самых старых в России. Он был построен в XII-XIII веках и представляет собой прочную крепость с высокими стенами и башнями. Внутри Кремля можно увидеть различные памятники архитектуры, в том числе Софийский собор, построенный в XII веке.

Кроме Кремля, в Старом Изборске также можно посетить Иверскую церковь, построенную в XVIII веке, а также музей деревянного зодчества, где представлены различные экспозиции, посвященные истории и культуре города.

14.00 Источники 12 апостолов г. Изборск

Словенские ключи находятся неподалеку от древнего города Изборска, среди естественного великолепия, памятника природы Псковской области под названием «Изборско-Мальская долина».
Ключи представляют собой группу источников, которые расположены на левом берегу Городищенского озера, между Труворовым городищем и Изборской крепостью. Природная достопримечательность привлекает к себе большое количество туристов в любое время года, поскольку зимой источники не замерзают.

Высокая популярность Словенских ключей обусловлена тем, что их почитают как православную святыню. Второе название источников — Ключи двенадцати Апостолов. Ежегодно Словенские ключи освящают. По традиции делают это в пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Богородицы «Живоносный Источник».
Свое название источники получили в честь Словена — основателя Изборска. Известно, что в стародавние времена и сам Изборск назывался Словенском, а уже после смерти Словена, сын его Избор переименовал город.

14.30 Изборская крепость

Изборская крепость – один из значимых и хорошо сохранившихся памятников русского оборонного зодчества XIV-XVII веков. Могучие крепостные стены и грандиозные башни овеяны ратными подвигами славных сражений. С середины XIV до начала XVI века крепость выдержала 8 крупных осад и ни разу в этот период не была взята врагом.

Крепость на Жеравьей горе имеет форму неправильного треугольника со скругленными углами. С двух сторон она почти неприступна из-за крутых склонов, с напольной, юго-западной стороны были выкопаны рвы.

15.00 Никольская церковь

Согласно традиции, собор стоял не в самом центре крепостной территории, а ближе к югу, недалеко от внутренней арки. Но по принципам композиции (и по духовному значению) Никольский собор стал центром средневекового Изборска.

Никольский собор Изборска – один из древнейших храмов в честь Святого Николая на русской земле.
В наши дни собор представляет собой небольшое сооружение с одной апсидой, непробиваемыми толстыми стенами из плитняка и одним главным кубом, поверх которого выстроен единственный каменный барабан с купольной главой. Барабан обёрнут простым декоративным рельефным поясом. Так или иначе, сегодня собор остаётся центральным храмом современного города и по-прежнему действует в этом значении.

16.00 Погост Камно

Место упокоения старца Валентина Мордасова, древний храм с мироточивой и слезоточивой иконой Богородицы Знамение
Городище Камно расположено в 8 км от Пскова по Рижскому шоссе у истоков р. Каменки. Оно имеет правильную овальную форму, с трех сторон окружено широкими оврагами, а с напольной стороны — насыпным оборонительным валом и рвом.

Святой целебный источник Великомученика Георгия

( в этом источнике многие паломники получили исцеления при болезни ног)

Внимание! Желающие окунуться в источник необходимо предусмотреть полотенце, резиновые тапочки и в чем окунаться.

Камно славится своими святыми и целебными источниками.

С незапамятных времен известны три источника: Двенадцати Апостолов, пророка Илии и преподобного Никандра. Источник преподобного Никандра бьет из-под камня, на котором, по преданию, любил молиться этот Псковский пустынножитель, когда путешествовал по святым местам. В последние годы прославился еще один источник – Георгия Победоносца. Считается, что вода из Георгиевского источника помогает при различных заболеваниях суставов, ног, при телесных и душевных болезнях.

17.30 Ужин в Пскове отъезд в Москву

Понедельник, 

06.00 Москва.

Храм святителя Николая  Остров Талабск (о. Залита)

Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками.

В храме святителя Николая находится почитаемый чудотворный образ Божией Матери «Благодатное небо», имеющий второе название «Смоленская» и празднуемый в день Смоленской иконы Божией Матери 28 июля. Одному прихожанину храма св. Николая во время эпидемии холеры явилась во сне Богоматерь и повелела: "Обнесите мой образ с Крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится". В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря в Вильнюсе взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате. В 1960 году, после двухлетнего труда игуменьи, риза наконец была одета на эту святую икону Пресвятой Богородицы.

В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "БЛАГОДАТНОЕ НЕБО"

Об иконе «Благодатное Небо» рассказывает настоятель храма свт. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш):

«Никольский храм построен в середине XIX века. Тогда уже икона «Благодатное Небо» была написана и почитаема. Это наша храмовая икона. Она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризы сняли большевики.

В 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято-Духовом монастыре Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60-м году и почила в Бозе.

Теперь этот образ известен многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: «Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал». Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: «Идите к Божий Матери, Она поможет». И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел.

Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким-то облегчением, с болезнью или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое-то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Благодатное Небо», глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Священник Валентин Мордасов известный псковский старец (+19.07.1998)

Страницы жизни отца Валентина:

Родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области. Детские и юношеские годы будущего пастыря прошли в Ленинграде. Отец, Анатолий Сергеевич Мордасов, работал мастером на Кировском заводе, мама, Надежда Ивановна, была медицинским работником. Родители были чужды религиозности и не могли преподать сыну какие-либо знания о духовной жизни.После окончания в 1947 году неполной средней школы по настоянию родителей Валентин поступил в Машиностроительный техникум, который окончил в 1950 году, получив специальность киномеханика. Какое-то время после окончания техникума он работал по специальности, потом поступил в Духовную семинарию.

В годы учебы Валентин Мордасов встречался со старцем Серафимом Вырицким, духовную любовь к которому пронес через всю свою жизнь. В поисках духовного совета и наставления семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону (Желнину). Иеросхимонах Симеон до самой своей кончины оставался духовником отца Валентина. Бывал он и у старца Иоанна Максимова, служившего тогда в Камно.

В 1953 году о. Иоанн Максимов благословил его брак. «Выбирай себе невесту», — сказал о. Иоанн, указав на певчих. Отец Валентин выбрал. Он познакомился с будущей матушкой Александрой Павловной Васильевой, уроженкой деревни Чернецово Псковского района, сделав ей предложение в тот же день. 28 августа 1953 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда епископ Таллиннский и Эстонский Роман рукоположил Валентина Мордасова в сан дьякона, а на следующий день, 29 августа, в Спасской церкви поселка Парголово Ленинградской области — в сан иерея. С 28 сентября 1953 года отец Валентин приступил к обязанностям настоятеля Митрофаниевской церкви села Лосицы Лядского (ныне Плюсского) района Псковской области. С ноября 1953 года батюшка назначен священником второй церкви — в селе Дубяги, в 20 км от Лосиц. Благочинный округа отзывался о молодом священнике как о скромном, усердном проповеднике слова Божия. 4 августа 1954 года молодой иерей получил еще одно назначение: по совместительству служить в Спасо-Преображенской церкви села Прибуж Гдовского района. С приходом отца Валентина увеличилась посещаемость верующими приходских церквей, поправилось материальное положение храмов.Однако пятилетнее хождение по 20-40 км в оба конца от прихода к приходу стало давать о себе знать. С 25 июля 1959 года по 12 декабря 1960 года отец Валентин служил настоятелем Никольской церкви города Порхова, затем Порховской кладбищенской церкви Иоанна Предтечи.

 В праздник Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла о. Валентин поехал служить в село Самолва, в храм Архангела Михаила. С ним поехали супруга Александра Павловна и сын Миша. С юных лет Миша на память знал всю церковную службу, Господь наделил его многими талантами. Он хорошо пел, рисовал, шил, разбирался в технике. Он не чуждался своих сверстников. С трех лет прислуживал отцу в алтаре. Как только позволил возраст, Миша был поставлен в иподьяконы. В тот день выдалась жаркая погода, и после службы молодежь поспешила искупаться в озере, покататься на лодках. Как произошла трагедия — никто не видел. Мишино тело обнаружили только вечером того дня. Отпевал сына о. Валентин в Камновском храме, у стен которого Миша похоронен.

По просьбе прихожан указом митрополита псковского и Порховского Иоанна от 19 марта 1983 года назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы посёлка Изборск Печорского района. Каждый четверг здесь проходили литургии по болящим. Со всего Союза сюда стекались больные люди, чтобы получить укрепление в Боге и послушать проповеди о. Валентина. А проповедником, надо сказать, он был уникальным, поэтому сюда собиралось очень много народа.

Много лет батюшка жил в очень тяжелых условиях. Печка на всех была одна и топилась со стороны соседей. Желая досадить батюшке, они, невзирая на осенние холода, переставали топить. Ребенок и матушка болели часто. Дом, в котором жил старец, в принципе, был сараем, который отвели церкви. Часть этого сарая была отремонтирована, обита картоном, в ней и жил о. Валентин. Когда слава его здесь умножилась, до уполномоченного дошли слухи, что батюшка купает своих паломников в чудотворных источниках и с каждого берет по 25 рублей. Уполномоченный, Александр Николаевич Юдин, решил посмотреть, как живет этот богатый священник. Он приехал, зашел в домик, и первое, что ему сказал о. Валентин, было: “Осторожнее, Николай Александрович, если вы сейчас выбьете это бревно, нас всех задавит”. Действительно, потолок в комнате, чтобы не обрушился, поддерживался подтоварником. Отец Валентин был удивительно неприхотлив в быту. Где живет, в каких условиях — для него все это играло очень малую роль.

Когда отец Валентин стал использовать целительную силу святых источников и появились исцеленные, — что еще более прибавило ему известности у прихожан, — среди нецерковных местных жителей поползли слухи, что священник занимается колдовством... Появилась даже вздорная, клеветническая статья в одной из городских газет. Опять последовал вызов к уполномоченному, жалобы архиерею, угрозы и подписки не делать этого и того. Его штрафовали за небывшие нарушения, угрожали посадить. И опять Владыка был вынужден переместить ревностного священника на другой приход, подальше от надзирающего государственного ока…

В феврале 1986 г. отец Валентин становится настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца на погосте Камно.

Батюшкины святыньки — это полотенца или частицы ткани, освященные особенным образом. Почему особенным? Потому что обычные молитвы из требника батюшка дополнял некоторыми сугубыми средствами: окроплением святой водой, при водосвятии стекающей с креста, помазыванием св. маслом, соприкосновением со святыми мощами и чудотворными иконами. Все это наделяло батюшкины святыньки особенной целительной силой и, по свидетельству многих верующих, приносило ощутимую пользу во врачевании различных духовных и телесных недугов. Получали паломники также освященные масло, чай и соль.… Очень помогала болящим св. вода, которую для освящения брали из находящегося рядом источника св. вмч. Георгия, который батюшка, собственно, и открыл для верующих, обиходил, сделал пригодным для благодатного врачевания всех недужных. Обладал батюшка и даром прозорливости, хотя и считал, что прозорливость далеко не главное для духовного человека, а так, только приложение — цветы при дороге.

Батюшка очень любил духовные книги, много читал и исполнял. Дарования свои о. Валентин тщательно скрывал, отзываясь о себе даже уничижительно. В последние годы он не любил, когда его фотографировали, считая, что это способствует гордости. Лишь случайные фотоснимки этих лет запечатлели нам его образ. Безсребренник и нестяжатель, он установил такие низкие цены на требы, что это часто просто вызывало недоумение. Было у батюшки еще одно замечательное правило: всех, кто у него крестился или венчался, а порой и просто подходил к исповеди, он наделял подарком, состоящим из нескольких душеспасительных книг. Таковую духовную милостыню батюшка считал наиболее важной в деле служения ближним. Тайное доброделание, говорил о. Валентин, более всего драгоценно в очах Божиих. Так он учил других, так жил и сам. И в этом была его сила!

Часто после службы или по вечерам батюшка собирал в храме для совместной молитвы некоторых из прихожан. Молились о болящих и скорбящих, о разрешении важных церковных нужд, читали акафисты, каноны. Батюшка говорил, что совместная молитва имеет особую силу по слову Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Долгое время батюшка духовно окормлял несколько крупных московских православных издательств. Он был автором книг «Мудрые советы», «Духовная брань», «Что посоветуете, батюшка?», «Как победить грех», «Пища для души». Им составлен ряд молитвословов, но свое авторство при жизни он держал в тайне.

С ним всегда была матушка Александра Павловна. Как и батюшка, она отличалась духовным разумом, добротой, отзывчивостью.

 В начале лета 1998 года о. Валентин сильно занемог. Болел он и прежде, но всегда без жалоб и стонов, мужественно превозмогал хвори необыкновенной силой своего духа, молитвой, Святыми Таинствами. Теперь же положение было гораздо более серьезным. “В виду вынужденной болезни, так что и служить не могу от истощения сил, — написал батюшка в своем последнем письме к владыке Евсевию от 1 июня 1998 года, — прошу Вас дать мне месячный отпуск для поправки здоровья…” Отпуск (первый в жизни батюшки!) владыка, конечно, дал, но этим ничего уже нельзя было изменить… Болезнь батюшки была недолгой, он угас буквально на глазах, не успев никому стать в тягость по немощи своей. По рассказам очевидцев, глаза его пред кончиной необыкновенно прояснились и приобрели яркий, небесно-голубой цвет. Утром в воскресенье 19 июля 1998 года отец Валентин последний раз в своей земной жизни причастился Святых Христовых Тайн. В десять часов утра душа митрофорного протоиерея Валентина Мордасова неслышно отошла ко Господу. В этот момент в храме пели: “Иже херувимы...” Матушка Александра Павловна вскоре после смерти о. Валентина под сводами Камновского храма приняла монашеский постриг с именем Мария, последний год жизни провела в Успенско-Казанском монастыре Ивановской епархии. Схимонахиня Мария скончалась 3 августа 1999 года, похоронена на монастырском кладбище.

Царство Небесное, вечный покой труженикам на ниве Христовой - приснопоминаемому отцу Валентину, его матушке, схимонахине Марии, и их сыну - иподиакону Михаилу!




Псково Печерский монастырь - один из самых почитаемых и известных мест в МИРЕ. Богом зданные пещеры - единственные в мире, где Господь проявляет себя - именно Здесь, и всегда.

Святыни обители: 

Богом Зданные пещеры.

Десница св.великомученицы Татьяна.

Мощи прп. Вассы, одна из немногих святых - женщин, имеющая мужа, детей и впоследствии прославленная самим Господом Богом.

Именно через нее, через ее мощи Господь Бог чудесным образом прославил свои пещеры.
Ваш внутренний мир не будет прежним.

Псковская область — единственный регион России, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами — Эстонией, Латвией и Белоруссией. Соседи внутри страны: Ленинградская, Новгородская, Тверская и Смоленская области.

– Псковская земля — Родина первой русской святой — равноапостольной княгини Ольги, которая родилась неподалеку от Пскова, в погосте Выбуты. 

– Предание гласит, что после святого крещения в Царьграде в 957 году княгиня Ольга видела три светоносных луча, озаряющих с неба возвышение на месте слияния рек Псковы и Великой. Ольга пророчески сказала, что «на этом месте град велик будет, славен и изобилен», и повелела поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

– Знаменитая концепция «Москва — Третий Рим» впервые была озвучена именно в Пскове. Эту идею в первой четверти XVI века в письме псковскому дьяку Мисюрю Мунехину провозгласил насельник Елеазаровского монастыря старец Филофей. Фраза «Москва — Третий Рим» означала, что Московское великое княжество, как единственное тогда православное государство, призвано оказывать покровительство вселенскому Православию перед лицом опасности с Запада и Востока.


Православный экскурсовод
Работаем по благословению
Выгодные цены
Надёжность и честность
Находимся при Храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
Индивидуальный подход к каждому клиенту

Комментарии и вопросы


Вверх