Николо Малецкий Мужской монастырь
Маршрут:
Москва → Тверь
Включено:
- : Комфортабельный автобус с кондиционером, ТВ.
- : Паломнические экскурсии и автотранспортное обслуживание по программе
- : Экскурсии по программе
- : Сопровождение по всему маршруту православным гидом
Программа поездки
Тверь - Русский Афон. Ночное Богослужение по Афонскому Уставу
Программа с Ночным Богослужением в Ватопедском мужском монастыре по Афонскому уставуНа престольный праздник Монастыря
6 января 2025
12:00 Сбор паломников на метро Марксистская.
12:20 Выезд в Тверь.
Посещение Храма Белая Троица.
14:30 Воскресенский кафедральный собор
Церковь Белая Троица – один из самых старых храмов Тверской области и самая древняя каменная постройка города Твери. Живописная церковь возвышается на левобережье реки Тьмаки, в историческом районе Затьмачье, который в старину именовали Затьмацким посадом. Название «Белая Троица» существует очень давно. Оно возникло потому, что стены собора всегда красили в белый цвет, и в древности он имел белесоватую кровлю. По архитектуре тверская церковь напоминает московские храмы XVI века, но она возведена с учетом местных художественных традиций.
15:30 Савватьева Пустынь.
Каменные храмы Савватьевой пустыни, ставшие официально с 1764 года приходскими, были возведены в игуменство Тихона, при последнем подъеме монастыря. В 1674 году был построен каменный пятиглавый Сретенский собор с приделом во имя святого Николая и каменной четырехгранной столпообразной колокольней.
Церковь иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы, не имеет, к сожалению, точной даты постройки. Ее еще не было в 1678 году, и она уже была каменной в 1693 году. Первоначальный храм был высоким (в нем был пятиярусный иконостас), но пожар 1713 года и приписка к Новому Иерусалиму привели к его запустению — несмотря на то, что именно в этом храме была устроена в начале XVIII века гробница преподобного Савватия.
После прихода к власти большевиков начались жестокие гонения на церковь. В 1936 году весь архитектурный ансамбль Савватьевского монастыря был варварски разрушен.
2000 год был ознаменован радостным событием — был обретен и восстановлен колодец преподобного Савватия рядом с его пещеркой. Здесь же начались работы по благоустройству святого прудика.
25 марта 2012 года в Савватьево состоялось воздвижение креста на купол строящейся Знаменской церкви.
Интересна история этого креста — это крест с разрушенного храма, чудом уцелевший во время гонений. В советское время он находился на разрушенной пещере преподобного Савватия Оршинского в лесной пустыньке Преподобного. Туда его перенесли верующие после разрушения савватьевских храмов в 1936 году. Савватьевские старожилы рассказывали о храмах в Савватьево и о мощах под спудом в Знаменской церкви, показывали примерно и место, где было надгробие преподобного Савватия рядом с братской могилойсоветских воинов,павших в годы Второй мировой войны.
18.00 Трапеза в трапезной Савватьевой пустыни.
19.00 Николаевский Малицкий мужской - Монастырь
Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.
Святыни монастыря.
Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь. (экскурсия по монастырю)
В Николо - Малицкий мужской монастырь.
ВСТРЕЧА ПАСХИ (ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО)
03.00 КРЕСТНЫЙ ХОД
7 января 2025
ПАСХА ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО 2025 г
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ
03.30 Возвращение в Москву.
06.30 Метро Марксистская.
"...Афон живет и в афонской службе, воплотившейся в небольшом тверском монастыре Николо-Малица, где звучит византийское пение, а в центре храма качается хорос и паникадило.
И все потому, что Афон живет и в душе игумена этого монастыря, отца Бориса, который так же истово полюбил Святую Гору, как и я, и многие-многие другие афонские паломники..."
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)
Николаевский Малицкий мужской монастырь
Уголок Афона среди тверских лесов: уникальный монастырь с чудотворной иконой.
Малицкий мужской монастырь во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, составлен по чиноположению общежительных обителей Святой Афонской горы.
Главной святыней Малицкой обители является знаменитая чудотворная икона Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.
Небесный покровитель монастыря не раз спасал свою обитель от полного разорения, через явленный святой образ.
Чудеса от него были столь многочисленны, что на протяжении пяти веков сюда стекалось великое множество народа для поклонения.
Второй важной святыней обители является частица мощей святого Арсения Тверского.
Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле.
За богослужением в монастыре принципиально не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах
Есть такое предание. Одному из монахов на святой горе Афон во время молитвы было видение: небеса открылись и воссиял яркий свет, в храм спустились ангелы. Когда хор начал петь, ангелы стали летать по храму и своими крыльями задевали светильники.
Существует много разных духовных смыслов этого обычая, но мне нравится толкование святителя Николая Кавасила – движение огней в храме символизирует движение звёзд во вселенной, которые славят своего Создателя
Сегодня Малицкий монастырь придерживается афонского устава, который был составлен древними отцами – святогорцами.
По своим внешним правилам он более всего соответствует уставам двух афонских обителей – сербского монастыря Хиландар и Свято-Пантелеимонова Русского монастыря.
Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется хотя бы несколько монастырей, следующих такому уставу, где соединяется русская и греческая богослужебные традиции. Одновременно сохраняя русскую дореволюционную практику, монастырь в основном следует святогорскому чину богослужения, который есть неотъемлемая часть афонского устава.
Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение.
Ночное Богослужение по Афонскому Уставу
Божественная Литургия, Исповедь, Причастие
Во время Богослужения мы услышим: Древние мелодии Афона.
На Богослужении прозвучат песнопения, которые на протяжении веков являются неотъемлемой частью богослужебной традиции Святой Горы.
Хор «Аксион Естин» один из немногих в России исполняет песнопения в древней Византийской традиции и дает редкую возможность прикоснуться к исконной музыке и жизни Афона, наполниться настроением и духом древнего богослужения.
По афонскому уставу до начала Литургии монах, облачëнный в мантию, обойдет монастырь и ударами в деревянное било (талантон) созвал всех в храм на молитву.
По преданию, таким способом праотец Ной созывал животных в ковчег.
2. Другие святыни Тверской земли
Савватьева пустынь
Тверской монастырь Савватьева пустынь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года монах Савватий.По преданию он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня.
В Тверь Савватий мог попасть в свите свт. Киприана митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). В 1390 г. митрополит Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя тверского Михаила Александровича (1368-1399).
Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и преп. Савватий.
Вероятно именно в свите митрополита находились палестинские иноки, принесшие в Москву в 1390 г. икону Богоматери «Неопалимая Купина».
Интересным в этой связи представляется то, что митрополит Киприан Цамблак был тесно связан с движением исихастов, которое в XIV веке стало основным духовным стержнем православия.
Главными фигурами исихазма были преп. Григорий Синаит и свт. Григорий Палама. Ряд константинопольских патриархов были их учениками и сподвижниками. Митрополит Киприан начинал свой монашеский подвиг в середине XIV века на Афоне – одном из основных центров исихазма. Исихастские монастыри во множестве распространились к этому времени на Балканах: в Болгарии и Сербии, и отсюда учение исихастов перешло на Русь. Киприан был учеником преп. Феодосия Тырновского, который в свою очередь был одним из ближайших учеников самого Григория Синаита.
Неудивительно поэтому, что с Киприаном в 1390 году могли прийти некие палестинские иноки.
Принесение ими в Москву синайского образа Божией Матери «Неопалимая Купина» было своего рода знамением вовлечения Руси в ареал исихастского возрождения, охватившего к тому времени православный Восток.
Святыни Савватьевой пустыни
- КРИПТА С МОЩАМИ ПРП.Савватия, костница святых отцов, пещерка прп.Савватия.- Святой колодец, купель
3. Святыни древнего города Тверь
Храм Белая Троица в Твери
Церковь Белая Троица — самый древний храм Твери, она открылась для прихожан в 1564 году.В храме находится рака с частью мощей преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (XV век).
Сегодня Малицкий монастырь придерживается афонского устава, который был составлен древними отцами – святогорцами.
По своим внешним правилам он более всего соответствует уставам двух афонских обителей – сербского монастыря Хиландар и Свято-Пантелеимонова Русского монастыря.
Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется хотя бы несколько монастырей, следующих такому уставу, где соединяется русская и греческая богослужебные традиции.
Одновременно сохраняя русскую дореволюционную практику, монастырь в основном следует святогорскому чину богослужения, который есть неотъемлемая часть афонского устава.
За богослужением в монастыре принципиально не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Это создаёт особый молитвенный настрой.
Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, это низко висящие паникадила (церковные люстры). До них можно дотянутся рукой.
Так устроено специально. Алтарники, прислуживающие на службах, используя длинные шесты, периодически возжигают и тушат свечи на высоких подсвечниках и паникадилах. На самые важные моменты службы братья вручную приводят в движение паникадила, подвесные лампады и хорос.
Сегодня, такой ритуал можно увидеть только на Святой Горе Афон, куда он был перенесён из собора Святой Софии в Константинополе. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл.
Одному святому старцу, жившему на Афоне в 9 веке, было видение: во время литургии, когда хор умилительно пел херувимскую песнь, вся церковь наполнилась ярким светом, отверзлись небеса и множество ангелов в ликующем восторге летали по храму и своими крыльями задевали светильники, приводя их в движение.
Святой Николай Кавасила, богослов и мистик 14 века, смысл вращающихся под церковными сводами свечей толковал как движение звёзд в космосе, славящих своего создателя Бога.
Вообще служба в Малицах имеет столько много заимствований из греческого богослужения, что для многих русских православных, она кажется очень странной и, с первого взгляда, непонятной. Но, достаточно недолго постоять на службе и погрузиться в молитву, как всё необычное, греческое, чужое становится естественным, понятным и родным.
Комментарии и вопросы